Пожалуйста, подождите...
28.08.2013 Коментарі та роз’яснення > Роздiл: ІНШІ Как юрлица будут нести уголовную ответственность

(комментарий к Закону № 314)

23 мая 2013 года Президент Украины подписал Закон № 314, которым вводится уголовная ответственность юрлиц. Следует отметить, что не менее половины европейских стран признают уголовную ответственность юридических лиц. Украинское же уголовное право, как полноценный правопреемник советской правовой системы, участие юридического лица в уголовных правоотношениях полностью исключало... до 1 сентября 2014 года, когда и вступает в силу вышеупомянутый Закон № 314

 

Будет ли юрлицо субъектом преступления

 

Украинское уголовное законодательство, как известно, построено на основе принципа личной ответственности (ст. 61 Конституции Украины). Субъектом преступления, то есть лицом, которое может совершать общественно-опасные уголовно наказуемые деяния, является исключительно физическое вменяемое лицо, совершившее преступление в возрасте, с которого в соответствии с УКУ может наступать уголовная ответственность (ст. 18 УКУ). Закон № 314 не расширяет понятие субъекта преступления и добавляет юридическое лицо только как отдельного участника уголовных правоотношений (квази-субъекта преступления).

 

Можем предположить, что данная конструкция была введена в связи с тем, что само юридическое лицо не может совершить преступление из-за невозможности самостоятельной реализации объективной стороны преступления (совершить или воздержаться от совершения каких-либо действий без участия человека)​​, а также из-за полного отсутствия у него какого-либо психического отношения к совершенному деянию. Ведь, как известно, юридическое лицо реализует свои права и исполняет обязанности через свои органы, которые представлены определенными физическими лицами.

 

За что будут наказывать юрлиц

 

Изменениями предусматривается, что основаниями для применения к юридическим лицам мер уголовно-правового характера является совершение преступления не самим юридическим лицом, а его уполномоченным лицом1, которое должно реализовать:

 

1) от имени и в интересах юридического лица какое-либо из преступлений, предусмотренное УКУ, в частности:

 

  • ст. 209 «Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем»;
  • ст. 306 «Использование денежных средств, полученных от незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, прекурсоров, ядовитых или сильнодействующих веществ либо ядовитых или сильнодействующих лекарственных средств»;
  • ч.ч. 1 и 2 ст. 3683 «Подкуп должностного лица юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы»;
  • ч.ч. 1 и 2 ст. 3684 «Подкуп лица, предоставляющего публичные услуги»;
  • ст. 369 «Предложение или предоставление неправомерной выгоды должностному лицу»;
  • ст. 3692 «Злоупотребление влиянием».
  •  

Преступления, предусмотренные вышеупомянутыми статьями, признаются совершенными в интересах юридического лица, если они направлены на получение им неправомерной выгоды или создание условий для получения такой выгоды, а также на уклонение от преду­смотренной законом ответственности.

 

2) от имени юридического лица какое-либо из преступлений, предусмотренных статьями УКУ, в частности:

 

  • ст. 258 «Террористический акт»;
  • ст. 2581 «Вовлечение в совершение террористического акта»;
  • ст. 2582 «Публичные призывы к совершению террористического акта»;
  • ст. 2583 «Создание террористической группы или террористической организации»;
  • ст. 2584 «Содействие совершению террористического акта»;
  • ст. 2585 ​​«Финансирование терроризма».
  •  

Закон № 314 фактически приводит к ситуации, когда за одно и то же преступление, которое совершило одно и то же лицо (например, директор предприятия), уголовное наказание будет нести непосредственно сам исполнитель (директор), а к юридическому лицу параллельно будут применены меры уголовно-правового характера2, преду­смотренные уголовным законодательством.

 

Интересно, что такие меры могут быть применены судом к предприятию, учреждению или организации, кроме государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, созданных ими в установленном порядке, которые полностью содержатся за счет, соответственно, государственного или местного бюджетов. Хотя, например, Уголовный кодекс Франции предусматривает уголовную ответственность за совершение преступных деяний какого-либо юридического лица, кроме государства.

 

Какие меры уголовно-правового характера будут применять к юрлицам

 

Как уже отмечалось выше, с принятием нового Закона юридическое лицо не стало субъектом преступления, а потому к нему не могут быть применены наказания в их классическом понимании. Вместо этого, чтобы реализовать относительно юрлица определенные меры государственного принуждения, как последствия совершения преступления, законодатель вводит понятие мер уголовно-правового характера.

 

Предполагаем, что такая обобщающая формулировка была применена законодателем специально в связи со сложностью и спорностью самого процесса включения ответственности юридического лица в уголовное законодательство.

 

По замыслу нормотворцев, к юрлицу будут применяться следующие меры уголовно-правового характера (ст.ст. 966 – 969 УКУ):

 

  • штраф — может быть применен судом в размере от 850 000 до 1 275 000 грн3 в зависимости от тяжести преступления, совершенного уполномоченным лицом юридического лица;
  • конфискация имущества — принудительное безвозмездное изъятие имущества юридического лица в собственность государства; применяется судом в случае ликвидации юрлица, как дополнительная мера;
  • ликвидация — применяется в случае совершения уполномоченным лицом какого-либо из преступлений, предусмотренных статьями 258 – 2585 УКУ в порядке, предусмотренном Законом № 755, за исключением, когда такое юрлицо относится к объектам, имеющим стратегическое значение для экономики и безопасности государства.
  •  

По общему правилу, при применении к юридическому лицу мер уголовно-правового характера суд учитывает (ст. 9610 УКУ):

 

  • степень тяжести совершенного его уполномоченным лицом преступления;
  • степень осуществления преступного намерения;
  • размер причиненного ущерба;
  • характер и размер неправомерной выгоды, которая получена или могла быть получена юридическим лицом;
  • принятые юрлицом меры для предотвращения преступления.
  •  

Особым изменениям подверглись и положения об освобождении юрлица от применения мер уголовно-правового характера. Так, юридическое лицо освобождается от применения к нему мер уголовно-правового характера, если со дня совершения его уполномоченным лицом какого-либо преступления4 и до дня вступления приговора в законную силу истекли следующие сроки:

 

  • три года — при совершении преступления небольшой тяжести;
  • пять лет — при совершении преступления средней тяжести;
  • десять лет — при совершении тяжкого преступления;
  • пятнадцать лет — при совершении особо тяжкого преступления.
  •  

Течение давности применения к юридическому лицу мер уголовно-правового характера останавливается в случае скрытия уполномоченного лица от органов досудебного следствия и суда с целью уклонения от уголовной ответственности и прерывается, если до истечения вышеуказанных сроков уполномоченное лицо повторно совершило преступление.

 

Подробнее о процессуальных изменениях в уголовном законодательстве, которые принес собой Закон № 314, читайте в материале «Особенности уголовного процесса с участием юрлиц и их представителей» на сайте электронного бухгалтерского сервиса «Интерактивная бухгалтерия» за 2013 год.

 

Вывод

 

Конечно, принимая Закон № 314, наше государство сделало значительный шаг навстречу мировому сообществу и привело действующее законодательство в соответствие с такими ратифицированными международно-правовыми соглашениями, как Уголовная Конвенция Совета Европы о борьбе с коррупцией 1999 г., Конвенция Совета Европы о киберпреступности 2001 г. (ратифицирована в 2005 г.), Конвенция Совета Европы об отмывании, поиске, аресте и конфискации доходов, полученных преступным путем, и о финансировании терроризма 2005 г. (ратифицирована в 2010 г.), Конвенция о противодействии торговле людьми 2005 г. (ратифицирована в 2010 г.) и другие. Однако тот путь, который был выбран законодателем, привел к оживленным дискуссиям и резкой критики со стороны ученых и практиков в области уголовного права. Конечно, пока рано говорить о том, как такая модель будет работать на практике, но некоторые выводы нужно делать уже сейчас и как следует подготовиться к такой «новации».

 

Вячеслав НИКВАС,

 

юрист

 

Список использованных нормативно-правовых актов:

 

1. УКУ — Уголовный кодекс Украины.

 

2. Закон № 314 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по выполнению Плана действий по либерализации Европейским Союзом визового режима для Украины относительно ответственности юридических лиц» от 23.05.2013 г. № 314-VII.

 

3. Закон № 755 — Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV.

 

1 Под уполномоченными лицами юридического лица понимают должностных лиц юридического лица, а также других лиц, которые в соответствии с законом, учредительными документами юридического лица или договора вправе действовать от имени юридического лица.

 

2 В теории уголовного права под уголовно-правовыми мерами понимают предусмотренные уголовным законом средства воздействия на поведение лица, совершившего общественно-опасное деяние с целью реализации целей уголовной ответственности и наказания, так и с целью восстановления нарушенного права, оказания медицинской помощи, перевоспитания и т.д.

 

3 От 50 000 до 75 000 необлагаемых минимумов доходов граждан.

 

4 Какого-либо из числа тех, за которые юрлицо может нести уголовное наказание.

 

Источник - Интерактивная бухгалтерия