Какие требования предъявляются к оформлению письменных обращений, адресованных органам доходов и сборов от налогоплательщиков?
Все имеют право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения или лично обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления, к их должностным и служебным лицам, которые обязаны рассмотреть данное обращение и дать обоснованный ответ в установленный законом срок (ст. 40 Конституции).
Порядок практической реализации данного права гражданами Украины регулирует Закон Украины «Об обращениях граждан» от 02.10.1996 г. № 393/96-ВР (далее — Закон № 393).
Оформление письменных обращений налогоплательщиков (юридических лиц, физических лиц ‑ предпринимателей) или граждан осуществляется в соответствии с требованиями Закона № 393 и Инструкции о порядке рассмотрения обращений и личного приема граждан в органах государственной налоговой службы, утвержденной приказом ГНА Украины от 18.06.08 № 395 (далее — Инструкция № 395).
Согласно ст. 3 Закона № 393 под обращениями граждан следует подразумевать изложенные в письменной или устной форме предложения (замечания), заявления (ходатайства) и жалобы.
Граждане имеют право обращаться в органы государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, объединений граждан, должностных лиц на украинском или другом языке, приемлемом для сторон (ст. 6 Закона № 393).
Согласно п. 5 р. II Инструкции № 395 обращение адресуется контролирующему органу, его должностным лицам в случае, когда решение поставленных в обращении вопросов относится к их компетенции.
В обращении должны быть указаны ФИО, место жительства гражданина, изложена суть затронутого вопроса, замечания, предложения, заявления или жалобы, просьбы или требования. Письменное обращение должно быть напечатано или написано от руки разборчиво и четко, подписано заявителем (заявителями) с указанием даты (п. 6 р. II Инструкции № 395).
Отказ в принятии и рассмотрении обращения со ссылкой на политические взгляды, партийную принадлежность, пол, возраст, вероисповедание, национальность гражданина, незнание языка обращения запрещается (п. 3 р. IV Инструкции № 395).
Обращение, оформленное без соблюдения требований, предусмотренных п. 6 р. II Инструкции № 395, возвращается заявителю с соответствующими разъяснениями в срок не позднее 10 календарных дней со дня его поступления, кроме случаев, предусмотренных п. 1 р. IV (п. 6 р. IV Инструкции № 395)
Не подлежат рассмотрению анонимные обращения, повторные обращения от одного и того же гражданина по одному и тому же вопросу, если первое этим органом решено по сути, а также жалобы, поданные с нарушением сроков, предусмотренных ст. 17 Закона № 393, и обращения лиц, признанных судом недееспособными (п. 8 р. IV Инструкции № 395).
Согласно п. 4 р. IV Инструкции № 395, если вопросы, затронутые в полученном обращении, не входят в полномочия адресата, обращение пересылается по принадлежности соответствующему органу или должностному лицу в срок не более 5 дней. Об этом должен быть уведомлен гражданин, подавший обращение.
Итак, оформление письменных обращений налогоплательщиков (юридических лиц, физических лиц ‑ предпринимателей) или граждан осуществляется в соответствии с требованиями Закона № 393.
Обращение адресуется контролирующему органу, его должностным лицам в случае, когда решение поставленных в обращении вопросов относится к их компетенции.
В обращении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, место жительства гражданина (название, код ЕГРПОУ, местонахождение предприятия), изложена суть затронутого вопроса, замечания, предложения и т.д.. Письменное обращение должно быть напечатано или написано от руки разборчиво и четко, подписано заявителем (заявителями) с указанием даты.