Пожалуйста, подождите...
01.11.2013 Роздiл: Лісова політика України та зарубіжних країн Лесная политика по использованию лесных ресурсов украинских Карпат.

Международная лесная политика относительно горных лесов

Больше года назад наша газета впервые опубликовала материал о намерении АО "Австрийские федеральные леса" взять в долгосрочную аренду леса в украинских Карпатах.

 

С тех пор мы не раз предоставляли слово и сторонникам, и оппонентам предложений австрийцев. Наконец, после многих встреч на разных уровнях заинтересованные партнеры представили на рассмотрение проект под названием "Карпатиленд. Согласно проекту "Фория-Львов" - украинское дочернее предприятие австрийской фирмы "Фория-АФЛ Форстменеджмент" (дочерняя компания государственного АО "Австрийские федеральные леса") - намерена осуществлять лесохозяйствования на территории Старосамбирского, Сколивского и Турковского районов в течение 25 лет. До сделки еще не подписано, во всяком случае никакой официальной информации нет. Вопрос: придет в лес инвестор? - Остается открытым. Между тем, ученые и специалисты леса дают оценку экономической, экологической и социальной целесообразности проекта. Одни указывают на слабые стороны сделки, другие видят в этом выгоду для горных лесов, третьи же говорят о нецелесообразности его подписания.

 

Лесная политика по использованию лесных ресурсов украинских Карпат. Международная лесная политика относительно горных лесов.

 

Мировое сообщество обеспокоено глобальными экологическими изменениями окружающей среды, происходящие под влиянием его загрязнения и другой деструктивной антропогенной деятельности. Особое беспокойство вызывает разрушение уязвимых лесных экосистем - в первую очередь, горных. Тревога за состояние горных лесных экосистем прозвучала на многих международных форумах (Международной конференции ООН, состоявшейся в 1992 году в Рио-де-Жанейро; Венской конференции министров европейских стран в 2002 году; Международной конференции по окружающей среде, состоявшейся в мае этого года в Киеве . Об актуальности этой проблемы свидетельствует то, что 2002 год был объявлен ООН годом гор. Внимание к горам со стороны ООН настолько велика, что 11 отныне декабря ежегодно отмечаться как Международный день гор.

 

В документах ООН (в частности, в резолюции от 30 июня 2003 № 57/245) отмечается, что горные леса являются важным фактором для экологического оздоровления мира, поскольку они способствуют сохранению биоразнообразия, развитию животноводства и пополнению пищевых продуктов. Обращается внимание на то, что горные леса обеспечивают охрану вод, сохранение и воспроизведение водосборов. Высказываются надежды, что хозяйственная деятельность в лесах способствовать искоренению бедности в горных районах. Подтверждается необходимость охраны горных лесов и устойчивого управления.

 

Мировое сообщество склоняется к тому, что хозяйственная деятельность в лесу должна как можно меньше нарушать целостность экологически уязвимых горных экосистем. Лесное хозяйство в горных лесах должно избегать проведения сплошных рубок леса.

 

Региональная лесная политика по использованию лесных ресурсов Карпат.

 

Было бы большой ошибкой строить региональную лесную политику по использованию лесных ресурсов Карпат на основе действующего морально устаревшего национального лесного законодательства. Рациональное лесопользование в Карпатах можно обеспечить лишь на основе обновленной национальной лесной политики и реформирования лесного хозяйства. Наше видение этих процессов представлено в проектах законов "Лесной кодекс Украины" и "Национальная лесная политика.

 

Лесная политика относительно горных лесов Карпат должна быть направлена на свертывание лесозаготовок и укрепление экологических функций леса, интегрированная с социальной политикой и способствовать превращению этого региона в зону туризма и рекреации.

 

Если учесть объективную необходимость стабилизации окружающей среды и ее защиты от разрушительной антропогенной деятельности, с годами возрастать значение лесов в "озеленении" Земли. С годами расти внимание к горных лесов, поскольку они являются наиболее важным стабилизирующим фактором экологически уязвимых горных территорий. Кроме того, необходимо учитывать то, что горные леса являются живописными объектами природы, которые привлекают отдыхающих. Использование лесов Карпат для рекреации в будущем приносить гораздо большие доходы, чем лесозаготовка. Подобная ситуация сложилась сейчас с морскими китами. Доходы от экотуризма, который связан с этими животными, в десятки раз превышают доходы компаний, занимающихся отстрелом морских китов.

 

Необходимо учитывать также то, что доходы в лесозаготовительного производства будут уменьшаться вследствие того, что природоохранные требования относительно технологий лесозаготовок расти. Даже при сучаcних природоохранных требованиях по эксплуатации горных лесов во многих странах лесозаготовительное производство является нерентабельным, а соответственно, получает финансовую поддержку со стороны государственных и местных органов. В Австрии, например, субсидии в лесное хозяйство в 1987-1994 годах составляли 67 млн. евро. Они направлялись на строительство дорог, лесозаготовку, уход и охрану леса и т.д.

 

Как по мне, перспективной может оказаться сотрудничество европейских стран в рамках Конвенции об охране окружающей среды Карпат, которую подписали Украина, Словакия, Венгрия, Румыния, Сербия и Черногория (в нее должны присоединиться Польша и Чехия). Конвенция предусматривает восстановление экосистем Карпат, сооружение плотин и дорог за счет средств национальных и западных доноров. Такое сотрудничество для Украины намного полезней сравнению с той, что предлагает австрийская сторона в рамках проекта "Карпатиленд. Для нынешнего и будущих поколений следует сохранить леса Карпат, которые, по мнению проф. С. Стойка, уникальны объектами для проведения научных исследований.

 

Для отдыхающих карпатские леса будут полноценными, только если они будут выглядеть не сплошными рубками, напоминающие иногда месячные ландшафты, а радовать глаз живописными пейзажами. Время отказаться от сплошных рубок в Карпатах, шире применять экологически безопасные технологии лесозаготовок, предусматривающие использование гужевого транспорта. С целью распространения таких технологий в США создана ассоциация лисовласникив, пропагандирующей использование лошадей в лесном хозяйстве. В этой связи, возникает вопрос. Так нужны ли Украине австрийские технологии лесозаготовок, предусматривающие использование канатных установок цене около 200 тыс. евро? Их применение связано не только с экономическими, но и социальными потерями. Австрийские технологии в Украине приведут к увеличению рабочих мест в Австрии (за счет импорта в Украину лесозаготовительной техники) и уменьшение рабочих мест в лесном хозяйстве Карпат.

 

Сторонники австрийских технологий лесозаготовок часто ссылаются на технический прогресс как объективная необходимость. Они, в основном, подразумевают советскую концепцию технического прогресса. Хочу обратить ваше внимание, уважаемые читатели, на то, что техническим прогрессом можно назвать лишь такое развитие общественного производства, который приводит к уменьшению деградации окружающей среды и природных ресурсов. В частности, в лесном хозяйстве он приводит к накоплению лесных ресурсов и рост их положительного влияния на окружающую природную среду.

 

Современный общественное развитие, к сожалению, направленный на уничтожение природы и духовности, следовательно он не имеет ничего общего с прогрессом. В этой связи, мне импонирует лесная политика США по использованию лошадей в лесном хозяйстве, а также Швейцарии, где предусмотрено ограничение транспортной доступности лесов в целях сохранения уязвимых горных экосистем в Альпах от чрезмерного антропогенного разрушения. Такая политика, кроме того, является перспективной по горных лесов через глобальные климатические изменения, дающие о себе знать во всех сферах общественного производства.

 

Европейские договоренности по устойчивому развитию лесного хозяйства предусматривают выделение в каждом регионе специальных природоохранных участков в целях сохранения биоразнообразия. Под особой охраной должны быть леса вокруг объектов, являющихся памятниками истории.

 

Этим летом я с болью наблюдал ландшафты вокруг Скал Добуша (территория Болеховского гослесхоза, разрушены равнодушной хозяйственной деятельностью. На месте живописных пейзажей, которые я видел в 1968 году, появилась руина. Не лучшая ситуация складывается вокруг древнеукраинской наскальной крепости Тустань (IX век), расположенная возле с. Уричи Львовской области.

 

Живописная горная природа Карпат с ее лесными ландшафтами и уникальными минеральными водами в перспективе может превратиться в мощный валютный цех Украины, если мы, нынешнее поколение украинских, сумеем сохранить это природное богатство от дальнейшего разрушения и разумно использовать для нужд национальной экономики и социального развития.

 

Каким образом украинские чиновники в рамках проекта "Карпатиленд" думают обеспечить устойчивое развитие лесного хозяйства в Карпатах?

 

Не все хорошо в лесном хозяйстве Украины. Все те проблемы, что можно увидеть в украинских лесах, не является особым исключением. Подобное можно наблюдать во всех сферах общественной жизни, пронизанного коррупцией и взяточничеством. Поэтому лесное хозяйство не исключение. Чтобы изменить ситуацию к лучшему, надо, прежде всего, устранить все это пена из общественной жизни и обеспечить реформирование лесного хозяйства на основе совершенной лесной политики.

 

Перед Украиной стоит непростая задача - обеспечить устойчивое развитие лесного хозяйства, учитывая динамичный рост общественного значения экономических и социальных функций лесов. Если европейские страны пытаются решать эту проблему путем мобилизации национальных ресурсов и привлечения на воспроизведение лесных ресурсов средств международных экологических фондов, то Украина собирается решать эту проблему в наиболее экологически уязвимом регионе путем передачи лесов в пользование иностранным государствам. По проекту "Карпатиленд", австрийско-финской компании FORIA-ÖBf Forsmanagemënt GmbH передается в пользование 200 тыс. га наиболее продуктивных и экологически уязвимых лесов Карпат (с высоким процентом спелых древостоев) на срок 25 лет. В течение года через средства массовой информации украинские чиновники пытаются убедить общественное мнение в том, что этот проект является взаимовыгодным как для Украины, так и для иностранных партнеров. Удивляет, прежде всего, то, что проект "Карпатиленд" настолько экономически невыгодным и рискованным, что его слабые стороны видят даже специалисты, которые недостаточно знакомы с основами лесной политики. И несмотря на это, продолжается творения из этого проекта мифа, будто он несет благо для украинского народа. Попробую предостеречь читателей нашей газеты от этого внушения.

 

О мифе относительно постоянного ведения лесного хозяйства, который обещает "Карпатиленд".

 

Чтобы окупились инвестиции в лесное хозяйство, предусмотренных австрийским проектом "Карпатиленд", необходимо увеличить объемы лесопользования почти втрое. Так что это за устойчивое развитие лесного хозяйства, предусматривающий такое увеличение объемов заготовки древесины в экологически уязвимом регионе? Только этот факт свидетельствует о нарушении большей части принципов устойчивого развития лесного хозяйства, которые были провозглашены Международной конференцией ООН в Рио-де-Жанейро (1992) и нашли дальнейшее развитие в панъевропейских договоренностях (1998).

 

То каким образом можно накопить средства на современные природоохранные технологии лесозаготовок для горных лесов, осуществлять качественное воспроизведение лесных ресурсов, развивать сеть лесных дорог, получать не менее 15 процентов на вложенный капитал, не прибегая к резкому наращиванию объемов лесозаготовок. И такое устойчивое "хозяйствования в Карпатах затронет интересы не только будущих поколений. Негативных экологических, экономических и социальных последствий такого хозяйствования понесет еще современное поколение украинских (особенно то, которое проживает в Карпатах). Такое лесопользования противоречит международной лесной политике относительно ведения лесного хозяйства в горных лесах, которая предусматривает уменьшение объемов лесозаготовок, сохранение лесов и укрепление экологических функций лесов.

 

Обращаюсь к тем должностных лиц, которые будут подписывать официальные документы от украинской стороны о передаче лесов в пользование австрийско-финской компании FORIA-ÖBf Forsmanagemënt GmbH (не исключено, что их уже подписали. Знаете ли вы хоть одну зарубежную фирму, которая бы осуществляла постоянное управление лесами за пределами национальных границ? Но они и на территории своих стран не очень заботились бы об устойчивом развитии лесного хозяйства, если бы их не заставляли это делать объединения "зеленых" потребителей древесины, эффективная власть, совершенное действующее законодательство, влиятельные природоохранные организации и общественное мнение. Только наивные специалисты могут надеяться на то, что зарубежные фирмы на территории Украины будут развивать устойчивое лесное хозяйство, заботиться об интересах будущих поколинь.Якбы австрийская и украинская стороны планировали устойчивое развитие лесного хозяйства в Карпатах, то в намерениях обеих сторон предусматривалась бы экологическая сертификация лесов. Разговоры о постоянном управления лесами - это скорее фиговый листок, которым намагають прикрыть намерениях, не имеющих ничего общего с устойчивым развитием.

 

Миф о том, что проект "Карпатиленд" не навредит деревообрабатывающей промышленности Украины.

 

Авторы проекта "Карпатиленд" пытаются убедить украинскую общественность в том, что его внедрение не нанесет ущерба деревообрабатывающей промышленности Украины, поскольку круглые лесоматериалы в первую очередь будут продаваться на внутреннем рынке и только не продана продукция будет поставляться за границу. А что же будет происходить в действительности?

 

В первую очередь будут разрушены деревообрабатывающие производства тех государственных лесохозяйственных предприятий и других постоянных лесопользователей, лесной фонд которых будет передан в пользование австрийско-финской компании FORIA-ÖBf Forsmanagemënt GmbH, поскольку она, как утверждает австрийская сторона, специализируется только на лесном и охотничьем хозяйстве и отказывается от деревообрабатывающих производств, имеющихся в составе государственных лесохозяйственных предприятий и других лесопользователей. Следовательно, эти производства обречены на вымирание, а их персонал останется без работы.

 

Без сырья останется немало специализированных деревообрабатывающих фирм Украины, поскольку австрийско-финская компания будет продавать лесоматериалы по ценам, близким к международным. Немало украинских деревообрабатывающих фирм за высоких цен на сырье вынуждены будут сворачивать производство или обанкротятся. Тенденция дальнейшего роста экспорта круглых лесоматериалов негативно отразится на развитии национальной деревообрабатывающей промышленности и ее конкурентоспособности.

 

В заключение этой мысли приведу слова многократного чемпиона мира среди вальщик леса Яноша Кантора: "Пройдет несколько лет, и Украина будет закупать древесину за рубежом". От себя лишь добавлю, что п. Янош тогда еще не знал, что Украина собирается передать иностранным партнерам в лесопользования 200 тыс. га наиболее продуктивных лесов Украинских Карпат (почти 10 процентов территории). Одновременно возникает вопрос: "Если это видит квалифицированный вальщик, то почему этого не видят лесные политики?"

 

АО "Австрийские государственные леса" выкупило 25 процентов акций крупного деревообрабатывающего предприятия (с годовым объемом переработки 1,1 млн. м3 древесины) с целью укрепления своих позиций на национальном рынке. Так почему компания FORIA-ÖBf Forsmanagemënt GmbH пытается навязать Украине проект, что приведет к разрушению деревообрабатывающей промышленности?

 

Миф о том, что проект "Карпатиленд" принесет благо для лесного хозяйства, местного населения и национальной экономики
Пожалуй, это едва ли не основной миф, который пытаются создать вокруг проекта "Карпатиленд. Австрийская сторона обещает на территории лесов, которые будут переданы для нее в лесопользования, применять современные технологии воспроизводства и использования лесных ресурсов, развивать сеть лесных дорог и вести лесное хозяйство таким образом, что это принесет экономическую выгоду для обеих сторон - Украине и компании FORIA-ÖBf Forsmanagemënt GmbH.

 

Чтобы выяснить истину, обратимся к мировому опыту ведения лесного хозяйства. Из теории лесной политики известно, что несовершенной является национальная лесная политика, направленная на наращивание экспорта круглых лесоматериалов странами характеризуются низкой обеспеченностью лесом. Еще менее эффективной считают национальную лесную политику, которая предусматривает передачу лесов в аренду или длительное лесопользования. Негативные последствия такой политики хорошо прослеживаются на примере Российской Федерации.

 

Необходимо учитывать также то, что иностранным партнерам будут переданы в пользование карпатские леса, характеризующиеся наиболее высокой долей спелых и перестойных лесов. Через 5 лет хозяйствования фирмы FORIA-ÖBf Forsmanagemënt GmbH на территории Карпат Украина получит в наследство вместо спелых лесов молодняки, которые нужно будет на средства из государственного бюджета выращивать течение 70-80 лет.

 

Необходимо также учитывать то, что корневая плата за древесину в Украине не отражает общественные затраты на выращивание лесов (по действующему законодательству, выполняет фискальную функцию, т.е. является одним из видов налогов). Таким образом, компания FORIA-ÖBf Forsmanagemënt GmbH даром получает спелые леса в пользование. Например, в Канаде, в которой государственные леса составляют 95 процентов, справляется три вида корневых платежей. Один из них отражает общественные затраты на выращивание леса (корневая плата выполняет функцию цены за лес на корню, направляется на воспроизводство лесов. Второй вид корневых платежей направляется в федеральный бюджет, третий - в бюджеты провинций (выполняют фискальную функцию.

 

Крупнейших экономических, экологических и социальных потерь Украина понесет вследствие будут иметь место и следствие ослабление экологических функций леса. Эти потери безусловно в несколько раз преобладать положительные результаты интенсивного лесопользования.

 

И наконец, австрийско-финская компания FORIA-ÖBf Forsmanagemënt GmbH требует от украинской стороны обеспечить охрану лесов, передаваемых ей в пользование, от несанкционированного лесопользования (т.е. от самовольных рубок. Таким образом, лесная охрана Украины должен охранять леса, переданные в лесопользования, и нести ответственность за несанкционированное лесопользования.


Проект "Карпатиленд" предусматривает по окончании срока аренды украинских лесов возмещения австрийско-финской компании недоамортизированной части основных фондов, которые будут созданы на территории лесов, переданных в пользование.

 

Проекты, подобные "Карпатиленд", не имеют будущего в Украине не только по экономическим мотивам. Только Россия, с ее богатыми лесными ресурсами, может позволить себе такую роскошь - проводить эксперименты, предусматривающие аренду лесов иностранными партнерами.

 

Об открытости и прозрачности проекта "Карпатиленд"

 

Панъевропейский критерии относительно устойчивого управления лесами (1998) предусматривают открытость и прозрачность лесной политики. Проекты, подобные "Карпатиленд", должны иметь поддержку не только со стороны государственных органов, но и местного населения (не однозначно поддержке этого проекта местными чиновниками, независимых научных учреждений (а не только тех, которые подчинены Государственному комитету лесного хозяйства Украины) . Обращаю внимание, что экспертизе должен подвергаться проект в целом, а не намерения австрийской стороны, на которые мне дважды приходилось давать отзывы. Такой проект должен иметь эколого-экономическое обоснование.

 

Меня очень удивляет поведение украинских чиновников, причастных к проекту "Карпатиленд. Кому, как не им, казалось бы, необходимо глубже изучать наиболее слабые места этого проекта. Да нет, ищут истину не в тех, кто критикует этот проект, а у тех, кто усердно гнет спину перед ними (или вынужден это делать. Общественное мнение направляется ими в одно русло - на восхваление этого сомнительного проекта.

 

У меня складывается впечатление, что украинские чиновники давно кулуарно решили согласиться на предложения австрийской стороны по определенным, известным лишь им, причинам. Рецензирования, дискуссии, привлечение средств массовой информации к обсуждению проекта "Карпатиленд" - это скорее попытка создать видимость открытости и прозрачности, это спектакль, в котором актеры и сценарий известны заранее.

 

Возникает вопрос, почему судьбоносные проблемы лесной политики в Украине решаются на таком низком уровне? В Австрии, например, закон о создании АО "Австрийские государственные леса" принимался парламентом Австрии (изменения в него могут быть утверждены только с согласия депутатов).

 

Вместо выводов
 

Дымят Карпаты. Шумят островки карпатских лесов, которые мы, нынешнее поколение украинских, должны оставить потомкам как памятник нетронутой горной природы, которую будут созерцать и изучать. Шумят, ожидая смерти от топора, который пытается проникнуть в сердца карпатских лесов в виде новых технологий лесозаготовок и с помощью специально проложенных для этого лесовозных дорог. То, что недорубалы советские несовершенны топоры и современных украинских нуворишей, дорубае техничным австрийская.

 

Tак останутся для будущих поколений зеленые Карпаты, покрытые лесами? Или, возможно, совершенно полисиють под напором современных нуворишей, которые пытаются нажиться на уничтожении уникальной горной природы?

 

автор -   Ігор СИНЯКЕВИЧ, завідувач кафедри економіки і менеджменту лісових підприємств УкрДЛТУ, професор, доктор економічних наук, заслужений працівник народної освіти України.»

 

Источник -  ПромВуд