Пожалуйста, подождите...
02.11.2013 Роздiл: Лісова політика України та зарубіжних країн Об утверждении Государственной программы развития лесного хозяйства Республики Беларусь на 2011–2015 годы

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ                                        

3 ноября 2010 г. № 1626

 

Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития лесного хозяйства Республики Беларусь на 2011–2015 годы* (далее – Государственная программа).

2. Определить:

заказчиками Государственной программы Министерство лесного хозяйства, Управление делами Президента Республики Беларусь, Министерство обороны, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Национальную академию наук Беларуси, Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, Министерство образования и Минский горисполком, которые осуществляют контроль за выполнением Государственной программы, целевым и эффективным использованием средств, выделяемых на ее реализацию;

заказчиком – координатором Государственной программы Министерство лесного хозяйства.

3. Министерству лесного хозяйства:

довести Государственную программу до заинтересованных;

координировать работу по реализации Государственной программы;

совместно с заинтересованными принять меры по выполнению мероприятий Государственной программы и о результатах ежегодно до 25 февраля информировать Совет Министров Республики Беларусь.

 

4. Возложить персональную ответственность за выполнение Государственной программы на Министра лесного хозяйства, Министра обороны, Министра по чрезвычайным ситуациям, Председателя Президиума Национальной академии наук Беларуси, Министра образования, председателя Минского горисполкома.

 

5. Признать утратившими силу:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. № 1760 «Об утверждении Программы развития лесного хозяйства Республики Беларусь на 2007–2011 годы» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 5, 5/24468);

подпункт 1.6 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 мая 2007 г. № 722 «О внесении изменений и дополнений в отдельные постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 144, 5/25324);

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 июня 2008 г. № 805 «О внесении изменений и дополнений в Программу развития лесного хозяйства Республики Беларусь на 2007–2011 годы» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 144, 5/27784);

пункт 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21 октября 2009 г. № 1377 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. № 1760 и от 4 декабря 2008 г. № 1858 и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11 октября 2002 г. № 1410» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 262, 5/30643);

пункт 7 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 января 2010 г. № 112 «О внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 29, 5/31176).

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Премьер-министра Республики Беларусь, курирующего вопросы агропромышленного комплекса.

 

7. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2011 г.

 

Первый заместитель Премьер-министра
Республики Беларусь

В.Семашко

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь

03.11.2010 № 1626

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
развития лесного хозяйства Республики Беларусь на 2011–2015 годы

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Государственная программа развития лесного хозяйства Республики Беларусь на 2011–2015 годы (далее – Государственная программа) разработана в соответствии с комплексом мероприятий по совершенствованию работы лесного хозяйства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 июля 2010 г. № 1090 «О комплексе мероприятий по совершенствованию работы лесного хозяйства» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 183, 5/32223), и в развитие Программы развития лесного хозяйства Республики Беларусь на 2007–2011 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. № 1760 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 5, 5/24468).

Заказчиками Государственной программы являются Министерство лесного хозяйства (далее – Минлесхоз), Управление делами Президента Республики Беларусь, Министерство обороны, Министерство образования, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Национальная академия наук Беларуси, Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности и Минский горисполком.

 

ГЛАВА 2
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Лесное хозяйство республики функционирует в условиях исключительной государственной собственности на леса, централизованного лесоуправления и лесопользования.

 

Реализуя на практике принципы устойчивого лесоуправления и лесопользования, лесное хозяйство не только осуществляет постоянное лесопользование в пределах ежегодного прироста древесины, но и вносит вклад в устойчивое социально-экономическое развитие государства, обеспечение его экономической, энергетической, экологической и продовольственной безопасности.

 

Благодаря целенаправленной инновационной и инвестиционной деятельности в 2006–2010 годах в значительной мере осуществлен переход на современные технологии лесозаготовительного, деревообрабатывающего и лесохозяйственного производства, существенно укреплены материально-техническая база и кадровый потенциал лесохозяйственных учреждений, получили развитие новые направления многоцелевого лесопользования – охота и экотуризм, биоэнергетика. Посредством лесной сертификации осуществляется независимый контроль за соблюдением стандартов Республики Беларусь и международных стандартов устойчивого лесоуправления.

 

К традиционным сферам потребления древесины (строительство, мебельная, целлюлозно-бумажная и лесохимическая промышленность) прибавились биоэнергетика и производство биопластмасс, значение которых в мировой экономике стремительно растет.

 

По прогнозам к 2030 году в связи с ожидающимся в развивающихся странах экономическим ростом и увеличением доходов на душу населения потребление круглого леса возрастет на 40 процентов.

 

Изменение сфер и объемов потребления древесной продукции обусловливает необходимость интенсификации лесовыращивания, увеличения целевых промышленных плантаций (в том числе с использованием биотехнологий) в целях формирования стабильной сырьевой базы для отраслей лесопромышленного комплекса и биоэнергетики.

 

Необходимо дальнейшее укрепление производственного, инновационного и кадрового потенциала отрасли, совершенствование и повышение эффективности воспроизводства, охраны, защиты лесов, рациональное использование лесных ресурсов на основе достижений научно-технического прогресса с учетом тенденций развития мировой экономики.

 

Общая площадь земель лесного фонда на 1 января 2010 г. составляла 9,4 млн. гектаров, в том числе площадь покрытых лесом земель – 8 млн. гектаров. Лесистость территории республики – 38,5 процента.

 

По данным государственного учета лесов с 2006 по 2010 год произошли положительные изменения в структуре земель лесного фонда:

 

площадь лесных насаждений увеличилась на 167,1 тыс. гектаров;

лесистость территории республики возросла с 37,7 до 38,5 процента;

общий запас древесины на корню увеличился на 131 млн. куб. метров;

расчетная лесосека по рубкам главного пользования (научно обоснованная норма ежегодной заготовки древесины, определяемая наличием спелых лесов) увеличилась с 7,2 до 9,3 млн. куб. метров.

 

Общий запас древесины на корню в лесах на 1 января 2010 г. составил 1,57 млрд. куб. метров, в том числе спелых и перестойных насаждений – 196,7 млн. куб. метров, из них хвойных пород – 91,8 млн. куб. метров.

 

Возрастная структура лесов с точки зрения экономической оценки в настоящее время не совсем благоприятна. На лесопокрытых землях преобладают молодняки и средневозрастные насаждения (69,8 процента). Спелые насаждения древесных пород, от которых зависит размер расчетной лесосеки и лесной доход, составляют 10 процентов (при оптимальной норме 15–18 процентов), из них спелые насаждения хвойных пород занимают 4,4 процента, твердолиственных – 0,6 и мягколиственных – 5 процентов.

 

Выравнивание возрастной структуры лесов – сложный и длительный процесс, осуществляемый путем проведения комплекса лесохозяйственных мероприятий и регулирования объема рубок главного пользования. В соответствии с прогнозной оценкой доля спелых насаждений оптимизируется не ранее 2018–2020 годов.

 

Значительная площадь лесов (2,9 млн. гектаров, или 36,4 процента) представлена мягколиственными древесными породами (ольха, береза, осина), произрастающими преимущественно в пониженных местах с избыточным увлажнением. Осушение занимаемых ими земель по природоохранным обоснованиям нецелесообразно. Замена этих пород хвойными и твердолиственными в процессе лесоэксплуатации и лесовосстановления может проводиться в незначительных объемах, а быстрорастущие мягколиственные породы следует рассматривать как долгосрочный ресурс для хозяйственного использования.

 

ГЛАВА 3
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

 

Основной целью Государственной программы является достижение устойчивого, экономически эффективного, экологически ответственного и социально ориентированного управления лесами и лесопользования.

 

Основные задачи Государственной программы:

 

модернизация лесохозяйственного производства путем его технического и технологического переоснащения (в том числе в питомническом и лесосеменном хозяйствах), внедрения современных информационных технологий и аэрокосмических методов, новых программных средств единой геоинформационной системы лесного хозяйства, электронных лесных измерительных инструментов;

 

вовлечение в хозяйственный оборот всех экономически доступных древесных ресурсов в пределах ежегодно утверждаемой расчетной лесосеки;

 

повышение эффективности использования лесных ресурсов за счет увеличения объемов производства продукции с более высокой добавленной стоимостью в целях более полного удовлетворения потребностей внутреннего рынка и увеличения экспортного потенциала лесного хозяйства;

 

совершенствование существующих и внедрение новых методов и способов рационального использования ресурсов охотничьих животных;

 

развитие побочного лесопользования, охотничьего и экологического туризма;

 

улучшение технической оснащенности государственной лесной охраны;

 

применение экономически и экологически эффективных технологий утилизации древесных отходов, образующихся в процессе лесосечных работ, лесопиления и деревообработки;

 

создание новых и развитие имеющихся производств по выпуску древесного топлива;

 

создание новых рабочих мест, обеспечение занятости и стабильной заработной платы населения, проживающего в малых городах и сельской местности;

 

улучшение обеспеченности жильем работников лесного хозяйства.

 

Для реализации указанных задач необходимо выполнение мероприятий согласно приложению 1.

 

ГЛАВА 4
ВЕДЕНИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

 

Совершенствование структуры управления

В целях совершенствования структуры управления лесным хозяйством в Минлесхозе в 2011–2012 годах в порядке эксперимента на базе шести лесхозов (по одному в каждой области) будут отработаны возможные варианты совершенствования действующей системы управления лесным хозяйством с учетом разделения деятельности на лесохозяйственное производство и производственную деятельность (лесозаготовка и деревообработка). На основании результатов эксперимента продолжится реформирование лесхозов. На базе части реформируемых лесхозов в 2013–2015 годах будут образованы обособленные структурные подразделения (юридические лица, филиалы). К 2015 году в составе лесхозов планируется создать 180 таких структурных подразделений (в настоящее время это мастерские лесозаготовительные участки).

 

Лесные стандарты и лесная сертификация

 

Лесная сертификация в Республике Беларусь осуществляется на основании ТКП 5.1.16-2008 «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Система лесной сертификации. Основные положения».

 

Основой лесной сертификации и составной частью общегосударственной системы стандартизации являются технические нормативные правовые акты, в которых устанавливаются требования к проведению работ в лесу и качеству лесопродукции.

 

В 2011–2015 годах планируется дальнейшее развитие сертификации, включающее:

 

совершенствование нормативных правовых актов, организационной структуры Системы лесной сертификации Национальной системы подтверждения соответствия в целях соответствия требованиям Общеевропейского совета по лесной сертификации;

 

проведение сертификации лесоуправления и лесопользования не менее чем на 80 процентах площадей лесного фонда Минлесхоза по схеме Системы лесной сертификации Национальной системы подтверждения соответствия и Лесного попечительского совета (FSC);

 

осуществление инспекционного контроля за сертифицированными системами лесоуправления и лесопользования, лесной продукцией по признаку происхождения;

 

приведение стандартов Республики Беларусь на лесопродукцию в соответствие с европейскими требованиями (термины и определения, методы определения размеров и объема, классификация по качеству).

 

Лесоустройство

 

Лесоустройство обеспечивает периодическую (через каждые 10 лет) инвентаризацию лесов, определение норм лесопользования и воспроизводства лесов, ведение государственного учета лесного фонда и государственного лесного кадастра, осуществление мониторинга лесов и подготовку информации о состоянии лесов. Лесоустроительные проекты являются документами, определяющими цели и долгосрочную стратегию, а также план лесохозяйственной деятельности каждого юридического лица, ведущего лесное хозяйство, на очередной ревизионный период.

 

Основу лесоустроительной деятельности составляют современные технологии и технические средства, базирующиеся на аэрокосмических методах, геоинформационных системах, цифровом картографировании, современных программных комплексах и компьютерной технике.

 

В общей системе управления лесным хозяйством через лесоустройство будут интенсивно внедряться информационные технологии, научно-технические разработки в области лесоводства, новые стандарты в лесоуправлении и лесопользовании, осуществляться контроль за динамикой происходящих изменений в лесном фонде.

 

Дальнейшее развитие лесоустройства предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям:

 

проведение базового лесоустройства лесного фонда каждого юридического лица, ведущего лесное хозяйство, в срок не более 10 лет;

 

обеспечение авторского надзора за осуществлением лесоустроительных проектов;

 

разработка и внедрение программных и технических средств для функционирования единой многоуровневой геоинформационной системы лесного хозяйства;

 

повышение точности определения запасов древесных ресурсов за счет увеличения объектов выборочно-измерительной таксации насаждений и внедрения современных электронно-измерительных лесотаксационных приборов;

 

применение цифровых (сканерных) аэрокосмических снимков высокого разрешения;

 

внедрение новых технических средств для сбора и передачи данных полевой лесоустроительной информации;

 

внедрение более совершенных нормативов для товаризации и сортиментации древесных ресурсов с учетом новых стандартов и рыночного спроса;

 

составление к 2013 году цифровых лесных карт всех земель лесного фонда в единой географической системе координат;

 

разработка технологии комплексной обработки данных дистанционного зондирования земли для инвентаризации и оценки состояния лесов, формирования тематических лесных карт;

 

совершенствование системы ведения государственного учета лесного фонда, государственного лесного кадастра и мониторинга лесов с использованием материалов аэрокосмической съемки.

 

Повышение продуктивности лесов

 

В целях повышения продуктивности лесов предусматривается:

 

увеличение возраста рубки леса в эксплуатационных лесах для хвойных пород до 90 лет с учетом улучшения возрастной структуры насаждений и потребности рынка в крупной древесине;

 

более широкое внедрение системы несплошных рубок (постепенных и выборочных) и доведение доли заготавливаемой при таких рубках древесины в общем объеме заготовок по рубкам главного пользования до 17 процентов;

 

повышение товарности лесосечного фонда (ежегодное увеличение выхода деловой древесины и достижение к 2015 году уровня 77 процентов от ликвидной древесины);

 

расширение мер ухода за лесом в части выращивания бессучковой древесины, реконструкции малоценных и низкополнотных древостоев;

оптимизация площади лесов первой группы и особо защитных участков леса на основе уточнения критериев отнесения к этим группам защитности;

обеспечение ежегодного проведения рубок ухода в молодняках (осветление и прочистка);

внедрение технологий интенсивного лесоводства (на основе многооперационных машин и экологичных механизмов).

 

Воспроизводство лесов

 

Основными целями воспроизводства лесов являются рациональное использование лесных земель, оптимизация формационной и возрастной структуры лесов, повышение их продуктивности, устойчивости и качества, сохранение и восстановление биоразнообразия, улучшение экологической обстановки.

 

Для достижения данных целей планируется:

продолжить развитие лесного семеноводства на генетико-селекционной основе за счет создания постоянных лесосеменных плантаций на площади 114,9 гектара и проведения мероприятий по повышению качества и эффективности использования имеющихся объектов постоянной лесосеменной базы;

 

обеспечить проведение в семенные годы 100-процентной обработки лесосеменных плантаций ели европейской от болезней и вредителей лесосеменного сырья и семян;

 

внедрить в Республиканском лесном селекционно-семеноводческом центре новейшие технологии микроклонального размножения древесных растений;

 

разработать и внедрить современные интенсивные агротехнологии выращивания посадочного материала в открытом и закрытом грунте с применением новейших регуляторов роста, пестицидов, микроудобрений и систем полива растений;

 

обеспечить выращивание посадочного материала в закрытом грунте в объеме не менее 25 млн. штук;

 

провести техническое переоснащение питомнического хозяйства за счет приобретения современных машин и механизмов и к 2015 году достичь полной окупаемости выращивания лесного посадочного материала за счет оказания услуг в выращивании декоративного посадочного материала и реализации растений потребителям;

 

завершить обустройство существующих постоянных лесных питомников (строительство необходимых хозяйственно-бытовых помещений, компостников, оросительных систем). Построить 15 новых постоянных лесных питомников и отказаться к 2015 году от выращивания лесного посадочного материала во временных питомниках;

 

ежегодно увеличивать объемы производства и реализации декоративного посадочного материала на базе постоянных лесных питомников в целях максимального сокращения его импорта с доведением объемов реализации посадочного материала к 2015 году до 6,6 млрд. рублей;

 

увеличить не менее чем до 40 процентов площади создаваемых лесных культур, на которых почвы под посев и посадку обрабатываются безотвальным способом;

 

увеличить долю механизированной посадки лесных культур с применением современной техники;

 

осуществить лесовосстановление и лесоразведение на площади не менее 119,9 тыс. гектаров, в том числе посев и посадку леса – 94,8 тыс. гектаров, из них лесоразведение на площади не менее 4 тыс. гектаров;

 

довести к 2015 году удельный вес лесных культур, создаваемых с использованием селекционного репродуктивного материала, не менее чем до 37 процентов от общей площади всех создаваемых лесных культур;

 

ввести в категорию ценных древесных насаждений 243,2 тыс. гектаров молодняков;

 

создать не менее 1,5 тыс. гектаров лесных плантаций для ускоренного выращивания востребованной на рынке крупномерной и балансовой древесины хвойных пород;

 

в целях обеспечения сырьем потребителей местных видов топлива заложить не менее 1 тыс. гектаров плантаций быстрорастущих древесно-кустарниковых пород;

 

расширить сеть имеющихся в лесохозяйственных организациях дендропарков в целях экологического просвещения населения путем создания 50 таких объектов общей площадью не менее 135 гектаров;

 

оптимизировать структуру лесов путем увеличения к 2015 году:

доли хвойных и твердолиственных пород на 1,5 процента (100 тыс. гектаров) с доведением ее до 71,8 процента;

доли спелых насаждений на 2 процента (150 тыс. гектаров) с доведением ее до 11,8 процента;

среднего запаса спелых древостоев на 11 куб. метров на гектар с доведением его до 254 куб. метров на гектар.

В результате реализации мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению лесистость республики увеличится с 38,5 до 39 процентов, а к возрасту спелости насаждений дополнительно будет получено 10 млн. куб. метров ликвидной древесины хвойных пород.

Охрана и защита лесов, сохранение биоразнообразия

В целях сохранения и повышения экологической устойчивости лесов, предупреждения или минимизации негативного воздействия на них природных и антропогенных факторов, обеспечения пожарной безопасности лесного фонда планируется:

создать автоматизированную систему слежения и раннего обнаружения лесных пожаров;

укомплектовать средствами пожаротушения лесные пожарно-химические станции и пункты противопожарного инвентаря по системе противопожарного нормирования и стандартизации, обеспечить пожарную готовность сил и средств;

расширить сеть лесных пожарно-химических станций и пунктов противопожарного инвентаря;

обеспечить правовое регулирование охраны лесов, актуализировать нормативные правовые акты, в том числе технические нормативные правовые акты, по мере изменения лесного и природоохранного законодательства;

разработать и внедрить новый унифицированный огнетушащий состав на основе местного сырья для ликвидации лесных и торфяных пожаров;

проводить противопожарное устройство лесного фонда в соответствии с разработанными генеральными планами противопожарного устройства лесов республики;

обеспечить устройство не менее 25 процентов от общего объема минерализованных полос в лесном фонде по существующей квартальной сети с использованием их в качестве дорог;

реализовать комплекс мероприятий по наведению порядка в лесах, обеспечив выполнение работ по поддержанию порядка в полосах отвода автомобильных и железных дорог (7 тыс. километров), в лесном фонде, на территории 824 лесничеств;

обеспечить очистку от древесно-кустарниковой растительности мелиоративных каналов на осушенных землях лесного фонда в соответствии с утвержденными райисполкомами картами-планами работ по наведению порядка в мелиоративных системах в объеме 3830 километров, в том числе в 2011 году – 1872 километров, в 2012 году – 1958 километров;

разработать и внедрить методы и технологии формирования пожароустойчивых насаждений в зонах с различной степенью антропогенной нагрузки и радиоактивного загрязнения;

модернизировать радиосвязь для оперативного взаимодействия при тушении лесных и торфяных пожаров в лесном фонде, контроля за пожарной обстановкой в лесах, состоянием насаждений, чрезвычайными и кризисными ситуациями в лесах;

обеспечить обучение и информационное сопровождение деятельности государственной лесной охраны;

разработать и внедрить технологии защиты лесных культур от инфекционных болезней и вредных насекомых;

обеспечить реализацию системы наземного лесопатологического мониторинга;

реализовать комплекс мероприятий по сохранению и восстановлению дубрав;

оценить динамику размножения и интенсивность повреждения насекомыми-ксилофагами лесоматериалов на лесосеках, разработать и внедрить эффективные меры профилактики и борьбы с вредителями;

проводить работы по поддержанию надлежащего санитарного и лесопатологического состояния лесного фонда;

расширить перечень пестицидов для защиты растений в лесном хозяйстве с учетом требований международных стандартов;

внедрить технологию контроля численности пяти видов вредных насекомых (зимняя пяденица, зеленая дубовая листовертка, зимующий и летний побеговьюны, сосновая совка) с использованием феромонных препаратов отечественного производства.

Реализация мероприятий по охране и защите лесов позволит предотвратить ущерб от негативного воздействия природных и антропогенных факторов в сумме свыше 12,3 млрд. рублей.

В целях сохранения и поддержания биоразнообразия планируется:

вести лесное хозяйство на основе принципов рационального, устойчивого и неистощительного использования лесов;

увеличить площади лесов естественной регенерации за счет повышения доли несплошных рубок главного пользования;

создавать смешанные лесные культуры, увеличить долю лесных культур, создаваемых селекционным посевным и посадочным материалом;

оптимизировать лесистость в малолесных районах путем создания лесных культур на малопродуктивных землях, переданных сельскохозяйственными организациями;

применять современную технику и технологии при выполнении лесохозяйственных мероприятий, обеспечивающие минимальное воздействие на окружающую среду.

Ведение лесного хозяйства в зонах радиоактивного загрязнения

Ведение лесного хозяйства в зонах радиоактивного загрязнения направлено на решение следующих основных задач:

усиление экологической роли леса как биогеохимического барьера, препятствующего выносу радионуклидов за пределы загрязненной территории;

охрана лесов от пожаров в целях предотвращения их гибели и возможного вторичного радиоактивного загрязнения сопредельных территорий;

экономически эффективное проведение лесохозяйственных мероприятий и непрерывное использование лесных ресурсов при условии получения нормативно чистой продукции и соблюдения установленного предела годовой дозы облучения.

В соответствии с действующим законодательством требуется применение системы защитных мероприятий на территориях, где средние годовые эффективные дозы облучения превышают 0,1 мЗв. В 12 лесхозах отрасли у работников лесного хозяйства возможно формирование средних годовых эффективных доз облучения, превышающих 0,1 мЗв.

В настоящее время остаются загрязненными 1,6 млн. гектаров земель лесного фонда, на которых применяются повышенные меры профилактики и предупреждения лесных пожаров, введены ограничения на проведение рубок, заготовку пищевой продукции леса.

Радиационная обстановка в лесах изменяется крайне медленно, «очищение» загрязненных лесов происходит лишь за счет радиоактивного распада. Не имеет тенденции к снижению загрязнение лесной продукции, отмечены аномально высокие уровни загрязнения пищевой продукции леса (грибы, ягоды, дичь).

В соответствии с требованиями законодательства в республике должно быть обеспечено производство нормативно чистой продукции, что потребует эффективной работы службы радиационного контроля отрасли.

При ведении лесного хозяйства в зонах радиоактивного загрязнения предусматривается:

осуществление комплекса мер, направленных на лесовосстановление и лесоразведение в зонах отселения, охрану и защиту лесов от пожаров, внедрение мобильных и дистанционных систем для обнаружения очагов возгорания в зонах радиоактивного загрязнения;

поддержание надлежащего санитарного состояния лесов в зонах отселения, рациональное и эффективное использование лесных ресурсов;

обеспечение соблюдения норм радиационной безопасности – радиационного контроля на объектах лесного хозяйства и рабочих местах, контроля доз внешнего облучения;

контроль радиоактивного загрязнения в лесах – уточнение радиационной обстановки, радиационный контроль лесной продукции, радиационный мониторинг;

совершенствование информирования о радиационной обстановке в лесах работников лесного хозяйства и населения.

Средства на проведение защитных мероприятий выделяются в рамках реализации государственных программ по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

ГЛАВА 5
РАЦИОНАЛЬНОЕ И КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

Лесозаготовительная деятельность

Основными целями развития лесозаготовительного производства являются обеспечение потребности экономики республики в древесном сырье, а также освоение расчетной лесосеки в полном объеме с использованием современной многооперационной лесозаготовительной техники, оборудования и технологий.

Основным лесофондодержателем в республике является Минлесхоз, в лесном фонде которого заготавливается более 90 процентов всего объема древесины.

Из общего объема заготавливаемой древесины на долю лесозаготовок, осуществляемых организациями Минлесхоза, приходится более 50 процентов.

Накопление запасов спелой древесины, внедрение передовых технологий лесозаготовок, создание обособленных структурных подразделений по заготовке древесины, оснащение организаций современной многооперационной лесозаготовительной техникой и оборудованием, а также строительство лесохозяйственных дорог создадут предпосылки для увеличения ежегодных объемов заготавливаемой древесины.

Объем заготовки древесины организациями Минлесхоза при проведении рубок главного пользования планируется увеличить с 2564 тыс. куб. метров в 2010 году до 5719 тыс. куб. метров к 2015 году, обеспечив освоение расчетной лесосеки на 95 процентов.

В целом по всем видам рубок заготовка древесины организациями Минлесхоза к 2015 году прогнозируется на уровне 9000 тыс. куб. метров.

В целях увеличения использования расчетной лесосеки (к 2015 году возрастет на 2 млн. куб. метров) предусматривается увеличение реализации леса на корню на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа», что позволит сбалансировать цену древесного сырья для потребителей на основании спроса и предложения.

Одним из приоритетов развития лесозаготовительного производства будет являться привлечение сторонних организаций-лесозаготовителей, в том числе создание совместных предприятий, для оказания услуг заготовки древесины в объеме не менее 2 млн. куб. метров.

Ежегодное наращивание объемов лесозаготовок, внедрение передовых технологий позволят обеспечить потребность в древесных ресурсах экономики республики к 2015 году.

Для выполнения названных задач в системе Минлесхоза предусматривается повышение уровня технической оснащенности отрасли, внедрение современных методов рубок ухода и сплошных рубок на основе передовых технологий, что позволит комплексно механизировать лесосечные работы путем максимальной замены ручного труда машинным, обеспечить более высокий уровень эффективности и безопасности труда, а также поднять престиж лесозаготовительных специальностей как высокооплачиваемых, требующих квалификации высокого уровня.

К 2015 году с использованием многооперационной лесозаготовительной техники планируется заготавливать 70 процентов от всего объема древесины.

Для этого в 2011–2015 годах необходимо закупить 84 харвестера для проведения рубок главного пользования, 121 харвестер для рубок ухода, 410 форвардеров и 180 сортиментовозов для трелевки и вывозки древесины.

Деревообработка

В области деревообработки в системе Минлесхоза предусматривается обеспечить:

повышение эффективности использования древесных ресурсов за счет приобретения нового высокотехнологичного лесопильного и строгального оборудования, сушильных комплексов, рубильных установок, оборудования для производства топливных гранул (пеллет), брикета, угля;

расширение ассортимента и повышение качества выпускаемой продукции;

создание производств по выпуску погонажных изделий за счет углубленной переработки пиломатериалов;

строительство новых сушильно-котельных комплексов;

замену устаревшего оборудования новым, а также доукомплектование существующих технологических процессов вспомогательным оборудованием;

благоустройство территорий деревообрабатывающих производств (строительство или капитальный ремонт зданий и сооружений, асфальтирование территории, установка новых наружных ограждений).

Производство древесного топлива

Развитие малой энергетики на основе использования древесного топлива является одним из важнейших направлений, обеспечивающих снижение доли импортируемых энергоресурсов, повышение энергоэффективности экономики и уровня энергетической безопасности страны.

С учетом создания в республике энергоисточников на основе использования местных видов топлива к 2015 году годовой объем производства организациями Минлесхоза древесной топливной щепы составит около 425,6 тыс. тонн условного топлива, или 1600 тыс. плотных кубических метров.

В качестве сырья для производства древесной топливной щепы планируется использовать дрова, отходы лесозаготовок и деревообработки, древесину быстрорастущих пород.

Дрова. В настоящее время в республике заготавливается около 6 млн. куб. метров дров, к 2020 году планируется 7 млн. куб. метров.

Для наращивания объемов заготовки древесного топлива до 3,1 млн. тонн условного топлива в 2020 году, предусмотренных Концепцией энергетической безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 17 сентября 2007 г. № 433, необходимо использовать в том числе естественный отпад. При проведении рубок промежуточного пользования ежегодно заготавливается 2–2,5 млн. куб. метров отпада. Вместе с тем заготовка естественного отпада требует значительных финансовых затрат, что влечет увеличение себестоимости производства древесного топлива.

Отходы лесозаготовок. Экономически и экологически целесообразный объем использования отходов лесозаготовок в энергетических целях составляет около 0,5 млн. куб. метров, так как часть лесосечных отходов используется для технологических нужд, а также остается в лесу для улучшения плодородия почвы и сохранения биологического разнообразия согласно требованиям нормативных правовых актов и лесной сертификации.

Отходы деревообработки. Мощности лесопильных и деревообрабатывающих производств позволяют в настоящее время ежегодно получать и использовать в энергетических целях до 1,5 млн. куб. метров отходов деревообработки – самого дешевого сырья для производства древесной топливной щепы.

Объемы отходов деревообработки, направляемые на производство древесного топлива, могут уменьшаться, так как одновременно являются сырьем для производства плит и топливных гранул – экспортной продукции, пользующейся повышенным спросом на зарубежном рынке.

Древесина быстрорастущих пород (ольха серая). Запасы насаждений быстрорастущей ольхи серой, пригодные для использования в качестве топливного сырья, составляют около 18 млн. куб. метров. Ежегодный объем заготовки древесины ольхи серой для производства древесного топлива может составлять около 1 млн. куб. метров.

В системе Минлесхоза налажены производство и доставка древесного топлива на действующие энергоисточники суммарной мощностью 505 тыс. куб. метров щепы в год. В целях обеспечения строящихся энергоисточников планируется увеличение к 2015 году мощностей по изготовлению древесной топливной щепы не менее чем до 1,5 млн. куб. метров в год.

Часть древесного топлива для энергоисточников будет приобретаться у других лесопользователей различных форм собственности, осуществляющих лесозаготовительную и деревообрабатывающую деятельность, производиться собственными силами организаций, создающих энергоисточники.

Увеличение к 2015 году производственных мощностей по изготовлению древесной топливной щепы в системе Минлесхоза не менее чем до 1,5 млн. куб. метров в год планируется за счет привлечения кредитных ресурсов белорусских банков и лизинга для закупки техники по заготовке и доставке древесного топлива (с ограничением маржи лизингодателя в пределах 1,75 процента), а также бюджетных средств (для погашения части процентов по кредитам).

Отпуск древесины на корню

Возможный размер пользования по всем видам рубок к концу 2015 года составит 17,1 млн. куб. метров и возрастет по сравнению с 2010 годом на 1,7 млн. куб. метров ликвидной древесины, в том числе хвойной – на 0,8 млн. куб. метров. Размер расчетной лесосеки увеличится на 114,7 процента по сравнению с 2011 годом и к 2015 году составит 10,6 млн. куб. метров.

К 2015 году отпуск древесины на корню из всех видов рубок составит 16,3 млн. куб. метров ликвидной древесины, в том числе по рубкам главного пользования – 10 млн. куб. метров. В лесах, находящихся в ведении Минлесхоза, отпуск древесины по рубкам главного пользования составит 9,1 млн. куб. метров, что обеспечит освоение расчетной лесосеки на 95 процентов.

Реализация древесины на корню и в заготовленном виде

Реализация древесины на корню будет производиться в соответствии с Правилами реализации древесины на внутреннем рынке Республики Беларусь, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 7 мая 2007 г. № 214 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности в сфере лесного хозяйства» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 118, 1/8576). Основной формой реализации останется реализация древесины на корню на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа». Из рубок промежуточного пользования ежегодно будет выставляться на биржевые торги древесина на корню в объеме не менее 300 тыс. куб. метров.

Реализация древесины в заготовленном виде может осуществляться на биржевых торгах или вне биржевых торгов (по гражданско-правовым договорам). Это позволяет создать единые условия ценообразования для всех юридических лиц, осуществляющих переработку древесины, с учетом складывающихся спроса и предложения; более оперативно решать вопросы организации поставок и удовлетворять потребности в деловой древесине в заготовленном виде на внутреннем рынке; осуществлять реализацию круглых лесоматериалов физическим лицам (гражданам) без ограничений; стимулировать модернизацию и техническое переоснащение перспективных предприятий в целях выпуска высоколиквидной продукции из древесины для реализации как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Для повышения эффективности использования ресурсов древесины, имеющихся в республике, необходимо принять меры по увеличению переработки древесины мягколиственных пород, и в первую очередь низкосортной и мелкой древесины.

Экспорт лесопродукции и услуг

Стратегия экспорта древесины и изделий из нее состоит в продаже готовой продукции глубокой переработки и сокращении поставок необработанного леса.

При организации экспорта продукции из древесины важнейшая задача – получение максимального объема валютной выручки от единицы пущенного в переработку древесного сырья при высокой доходности ее экспорта.

Для этого планируется уменьшение экспорта балансовой древесины, пиломатериалов естественной влажности и увеличение экспорта лесопродукции с более глубокой степенью переработки и готовых видов изделий (погонажные изделия, дверные и оконные блоки, срубы, изделия из оцилиндрованной древесины, картон, упаковка из него, фанера, бумага, мебель и другое).

Для увеличения объема экспорта лесопродукции и изделий ее переработки необходимо решить следующие задачи:

провести модернизацию действующих деревоперерабатывающих производств;

создать новые экспортоориентированные производства по переработке древесного сырья, основанные на ресурсосберегающих и экологически безопасных технологиях;

обеспечить повышение уровня использования вторичных древесных ресурсов;

повысить конкурентоспособность экспортной продукции;

улучшить рекламу экспортных товаров;

укрепить службу маркетинга.

В целях стимулирования экспорта лесопродукции глубокой переработки и готовых видов изделий из древесины будет продолжена реализация мер государственного регулирования экспорта лесопродукции с низкой степенью обработки.

Охотохозяйственная деятельность

Охотохозяйственная деятельность будет осуществляться в соответствии с Государственной программой развития охотничьего хозяйства на 2006–2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. № 580 «О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 196, 1/6996).

В области охотохозяйственной деятельности предусматриваются:

увеличение объемов и повышение качества выполнения биотехнических и охотохозяйственных мероприятий, направленных на улучшение кормовых и защитных условий местообитаний охотничьих животных;

реализация комплекса профилактических и других мероприятий по защите диких животных;

расселение охотничьих животных в целях обогащения охотничьей фауны не только аборигенными (олень благородный), но и новыми для республики ценными видами (лань европейская);

реализация мероприятий по регулированию распространения и численности диких животных нежелательных видов (волк, лисица обыкновенная, енотовидная собака) в целях снижения вреда, наносимого ими охотничьему и сельскому хозяйствам, недопущения распространения опасных для человека инфекционных и паразитарных заболеваний диких и домашних животных, в первую очередь чумы и бешенства;

развитие инфраструктуры охотничьих хозяйств, что позволит создать необходимые условия для расширения иностранного охотничьего и экологического туризма, увеличить объемы и качество услуг, оказываемых гражданам Республики Беларусь;

реализация организационно-хозяйственных мероприятий, направленных на создание системы подготовки, экологического воспитания и просвещения охотников и кандидатов на получение права на охоту, переподготовки и повышения квалификации штатных сотрудников и руководителей охотничьих хозяйств, проведение их аттестации и переаттестации. Оптимизация площади охотничьих хозяйств исходя из реальных финансовых и материальных возможностей пользователей охотничьих угодий;

научное обеспечение ведения охотничьего хозяйства, целью которого является переход от экстенсивной к интенсивной форме ведения хозяйства за счет внедрения новейших научных разработок в области управления популяциями наиболее хозяйственно-ценных охотничьих видов животных, ведения кадастра животного мира;

завершение проведения устройства охотничьих хозяйств, что в дальнейшем позволит создать единую базу данных по качественным характеристикам охотничьих угодий.

Побочное лесопользование

Немаловажным фактором повышения экономической эффективности лесного хозяйства является расширение ассортимента продукции побочного лесопользования и увеличение объемов реализации недревесной продукции леса (мед, грибы, ягоды, банные веники, метлы хозяйственные, березовый сок, живица).

Прогнозируемые экономические показатели развития побочного лесопользования и второстепенных лесных ресурсов с 5,7 млрд. рублей в 2011 году достигнут 6,1 млрд. рублей в 2015 году.

В целях удовлетворения потребностей республики в продуктах переработки живицы лесхозы обеспечивают предоставление участков лесного фонда для подсочки в размере расчетной лесосеки предприятиям Белорусского производственно-торгового концерна лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности и прочим лесопользователям. Исходя из наличия и состояния насаждений сосны, заготовку живицы в лесах, находящихся в ведении Минлесхоза, возможно ежегодно осуществлять на площади 86,8 тыс. гектаров.

Строительство, ремонт и содержание лесохозяйственных дорог и другой инфраструктуры лесхозов

В настоящее время в ведении учреждений Минлесхоза находится 1389 километров лесохозяйственных дорог. Из этого объема дорог 79,8 процента (1108 километров) требуют ремонта, в том числе 474 километра – текущего, 634 километра – капитального.

Предусмотрено создание в каждой области по одному дорожно-ремонтному участку. При этом в составе участка предполагается образование механизированных звеньев, в том числе в Брестской, Витебской и Гомельской областях – двух механизированных звеньев, в Минской – трех, в Гродненской и Могилевской областях – по одному механизированному звену.

Механизированное звено комплектуется 1 экскаватором, 2 автосамосвалами, 1 грейдером, 1 бульдозером, 1 катком для уплотнения грунта, 1 косилкой-кусторезом, 1 передвижным домиком-бытовкой. Кроме того, участок комплектуется 1 полуприцепом-платформой для перевозки техники, 1 автокраном, 1 автомобилем УАЗ, 1 погрузчиком.

Для обеспечения звена дорожно-строительной техникой потребуется 22 млрд. рублей для ее закупки на условиях лизинга.

Для ремонта и содержания лесохозяйственных дорог предусматривается использование бюджетных и собственных средств ремонтно-дорожных участков в сумме 137 млрд. рублей. При этом ежегодный объем финансирования определяется при формировании республиканского бюджета на очередной финансовый год.

Комплексное развитие инфраструктуры лесного хозяйства будет обеспечено также за счет строительства зданий лесничеств, гаражей, пожарно-химических станций, ремонта и реконструкции существующих объектов.

К 2015 году планируется построить 5 новых административных зданий лесхозов, 150 административных зданий лесничеств, в том числе в государственных производственных лесохозяйственных объединениях: Брестском – 20, Витебском – 33, Гомельском – 16, Гродненском – 36, Минском – 21, Могилевском – 24, а также 11 пожарно-химических станций и 28 гаражей.

Будет реконструировано и проведен капитальный ремонт 27 административных зданий лесхозов и 160 лесничеств, 32 гаражей и 2 пожарно-химических станций.

На строительство зданий лесничеств, гаражей, пожарно-химических станций, ремонт и реконструкцию существующих объектов предлагается направить не менее 85 млрд. рублей.

ГЛАВА 6
НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА, МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА

Научное обеспечение лесного хозяйства

В научном обеспечении лесного хозяйства задействован интеллектуальный потенциал научных учреждений Национальной академии наук Беларуси (Национальный правовой центр по биоресурсам, Институт леса, Институт экспериментальной ботаники, Центральный ботанический сад), учреждений образования (Белорусский государственный технологический университет, Белорусский государственный университет и другие), научно-производственных объединений (Минский автомобильный завод, Минский тракторный завод, открытое акционерное общество «Амкодор» и другие), а также специализированных организаций Минлесхоза (республиканское унитарное предприятие «Белгослес», республиканское унитарное предприятие «Белгипролес», государственное учреждение «Беллесрад», государственное учреждение «Беллесозащита», Республиканский лесной селекционно-семеноводческий центр, государственное учреждение образования «Республиканский учебный центр подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров лесного хозяйства»).

В рамках научного обеспечения лесного хозяйства планируется разработка:

научно обоснованной стратегии развития национальной лесной политики как основы устойчивого управления лесами;

правовых, экономических и экологических механизмов устойчивого лесоуправления и лесопользования;

новых технологий и средств учета лесного фонда, оценки лесных ресурсов, лесного мониторинга на основе информационных технологий и аэрокосмических методов;

эффективных технологий воспроизводства лесов на генетико-селекционной основе;

систем мероприятий, методов и технологий лесовыращивания, оптимизации возрастной и породной структуры лесов, повышения их продуктивности и экологической устойчивости;

эффективных методов, технологий и средств охраны лесов от пожаров, защиты от насекомых-вредителей и болезней;

новых технологий комплексного использования природно-ресурсного потенциала лесов с применением современных машин, механизмов и инструментов;

новых методов и технологий использования плодородия лесных земель, реабилитации нарушенных и радиоактивно загрязненных лесных сообществ и лесных земель;

новых технологий, предусматривающих энергосбережение и импортозамещение, увеличение экспортного потенциала отрасли.

Научное обеспечение лесного хозяйства будет осуществляться также в рамках реализации:

Государственной комплексной целевой научно-технической программы «Природные ресурсы и экология», Государственной научно-технической программы «Леса Беларуси – продуктивность, устойчивость и эффективное использование», утверждаемых в установленном порядке Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь;

Государственной программы развития охотничьего хозяйства на 2006–2015 годы;

отраслевых научно-технических, инновационных и внедренческих программ и проектов.

Предусматривается создание следующих перспективных разработок:

стратегия развития лесосеменной базы Беларуси;

программа сохранения лесных генетических ресурсов и развития селекционного семеноводства лесообразующих пород на период до 2030 года;

наставление по лесному семеноводству;

программа целевого плантационного лесовыращивания;

программные средства единой многоуровневой геоинформационной системы лесного хозяйства Республики Беларусь («ГИС-Лес»);

технологии создания и выращивания высокопродуктивных целевых плантаций древесных пород на генетико-селекционной основе;

технологии адаптации, стимулирования роста и выращивания микроклонально размноженного посадочного материала древесных пород в условиях закрытого грунта;

технологии создания лесосеменных плантаций древесных пород с контролируемой генетической структурой;

технологии защиты лесных культур от инфекционных болезней и вредных насекомых;

новый унифицированный огнетушащий состав на основе местного сырья для ликвидации лесных и торфяных пожаров;

перспективный типаж лесных машин «Беларус» и на его основе погрузочно-транспортная машина грузоподъемностью 12 тонн с улучшенными техническими характеристиками;

передвижная рубильная машина на мобильном шасси для заготовки древесной топливной щепы с гидроманипулятором для подачи сырья.

Научные разработки будут внедрены в практику лесного хозяйства в течение одного–трех лет после завершения научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ. Согласно расчетам затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы окупятся в течение четырех–пяти лет.

Международное сотрудничество

Международное сотрудничество в области лесного хозяйства – динамично развивающийся процесс. В него вовлечены органы управления лесным хозяйством разных стран, профильные международные, межправительственные, неправительственные организации, ученые, лесоводы, экологи, политики, гражданское общество. Положительный зарубежный опыт реализации принципов устойчивого лесоуправления служит ориентиром для проводимых в лесном хозяйстве Беларуси преобразований.

Минлесхоз последовательно расширяет взаимовыгодные связи с лесными ведомствами других стран. Действуют двусторонние соглашения о сотрудничестве в области лесного хозяйства с Российской Федерацией, Польшей, Литвой, Латвией, Словакией, Швецией. В рамках Межправительственного совета по лесопромышленному комплексу и лесному хозяйству налажены тесные контакты с государствами – участниками СНГ – Арменией, Казахстаном, Молдовой, Россией, Узбекистаном, Украиной. Устойчиво развивается сотрудничество по линии Министерской конференции по защите лесов Европы (MCPFE), Общеевропейского совета по лесной сертификации (PEFC), Комитета лесного хозяйства ФАО (COFO), Форума ООН по лесам (UNFF), ПРООН (UNDP), Всемирного банка (WB), Международного союза охраны природы (IUNP). В рамках Министерского процесса (FLEG) Беларусь участвует в международной программе «Совершенствование правоприменения и управления в лесном секторе стран восточного направления европейской политики добрососедства и России». С участием организаций отрасли реализуются проекты ПРООН и ГЭФ.

Основные задачи международного сотрудничества:

обеспечение политических и экономических интересов Беларуси при разработке и реализации международных документов в области лесного хозяйства;

использование международного опыта и новых знаний для актуализации национальной политики в сфере лесного хозяйства, совершенствования системы лесоуправления;

привлечение в отрасль инноваций и инвестиций;

использование возможностей и финансовых ресурсов международных организаций для решения актуальных проблем охраны и защиты лесов, преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, развития лесной науки и образования.

Основные направления развития международного сотрудничества:

укрепление связей со специализированными организациями ООН (Форум ООН по лесам, Комитет лесного хозяйства ФАО, ПРООН, Комитет по лесоматериалам Европейской Экономической Комиссии ООН, Всемирный банк и другие);

углубление сотрудничества с профильными международными организациями, участие в международных программах (Министерская конференция по защите лесов Европы, Общеевропейский совет по лесной сертификации, Европейский институт леса, Международная программа мониторинга лесов (ICP), Союз европейских лесоводов (EFU), Союз лесных исследовательских организаций (IUFRO);

развитие взаимовыгодного двустороннего сотрудничества на основе международных договоров межведомственного характера.

Кадровая политика

Главной целью кадровой политики в лесном хозяйстве является обеспечение отрасли высококвалифицированными руководящими работниками, специалистами и рабочими на основе эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров всех уровней, их трудоустройства и закрепления на производстве, создания благоприятных условий для производительного, материально и морально мотивированного труда, профессионального роста.

Основные задачи в области кадровой политики в лесном хозяйстве следующие:

совершенствовать многоуровневую систему подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров для лесного хозяйства и оптимизировать сеть соответствующих учреждений образования;

повысить качество подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров лесного хозяйства в Республиканском учебном центре подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров лесного хозяйства на основе новых форм и методов обучения (в том числе дистанционного обучения, краткосрочных тематических курсов и семинаров), современных образовательных технологий, компьютерных тренажеров, иных технических средств;

обеспечить регулярное повышение квалификации специалистов лесного профиля массовых профессий (работников государственной лесной охраны) и рабочих (вальщиков леса, операторов многооперационных машин) в связи с внедрением новых технологий и техники;

расширить сеть лесных опытно-производственных объектов для демонстрации достижений науки и практики, использования в системе профессиональной учебы на производстве;

совершенствовать формы и методы профессиональной учебы на производстве на основе современных образовательных технологий;

расширить объемы переподготовки перспективных работников, имеющих непрофильное образование; содействовать развитию системы экстерната;

содействовать дальнейшему развитию системы лесного, экологического просвещения, профориентации учащейся молодежи через сеть школьных лесничеств и иные формы внеклассной работы;

содействовать развитию социальной инфраструктуры в лесном хозяйстве на основе действующих в стране социальных стандартов;

создать благоприятные условия для закрепления молодых специалистов на производстве, их профессионального роста;

совершенствовать систему мер материального и морального стимулирования работников, прошедших переподготовку и повышение квалификации и показывающих высокие результаты в производственной деятельности;

содействовать раскрытию творческого потенциала работников через вовлечение их в рационализаторскую и изобретательскую деятельность;

оптимизировать штатную структуру организаций с учетом меняющихся экономических условий хозяйствования, предоставив руководителям большую самостоятельность в определении численности персонала;

содействовать укреплению учебно-материальной базы и дальнейшему развитию Республиканского учебного центра подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров лесного хозяйства на основе инвестиционного проекта, предусматривающего строительство и оборудование нового учебного корпуса, реконструкцию общежития, модернизацию учебной и материально-технической базы, в целях преобразования названного центра в Институт подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров лесного хозяйства.

ГЛАВА 7
ИМПОРТОЕМКОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Повышение эффективности лесохозяйственной деятельности будет осуществляться за счет технического переоснащения лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств, внедрения новых технологий, многооперационных машин и механизмов отечественного производства.

При производстве лесозаготовительных работ, доставке древесного топливного сырья предлагается использовать автомобили-сортиментовозы МАЗ-6303А8, МАЗ-631708, автомобили-щеповозы МАЗ-5516А8, выпускаемые открытым акционерным обществом «Минский автомобильный завод», харвестеры «Амкодор-2551», форвардеры «Амкодор-2661», трелевочные машины «Амкодор-2243В», лесные погрузчики Л352, производимые открытым акционерным обществом «Амкодор», трелевочные тракторы ТТР-401М, ТТР-411, машины погрузочно-транспортные МПТ-461.1, форвардеры МЛПТ-354М1, гидроманипуляторы М-75-04, рубильные машины МР-40 и МР-25 производственного объединения «Минский тракторный завод».

Для выполнения лесохозяйственных работ будут приобретаться и применяться плуги лесные ПКЛ-70, плуги-Л-108, бороны дисковые Л-113-01, бороны Л-120, культиваторы КЛБ-1,7, машины посадочные Л-218, машины лесные Л-127-02, подрезчики корней Л-133, выпускаемые открытым акционерным обществом «Лидсельмаш», бороны дисковые БДН-1,8, БДН-2, БДН-2,1, БДН-1,7 производства концерна «Белагромаш».

Техническое переоснащение сушильных хозяйств планируется осуществлять с применением отечественных сушильных комплексов, производимых государственным научным учреждением «Институт тепло- и массообмена имени А.В.Лыкова» Национальной академии наук Беларуси.

Планируется приобретение оборудования, машин и механизмов других отечественных производителей.

Внедрение европейских передовых технологий лесовыращивания, лесозаготовки и переработки древесины потребует применения современной техники и деревообрабатывающего оборудования импортного производства, аналогов которых нет в Республике Беларусь.

Закупки по импорту составят 401 млрд. рублей (133,7 млн. долларов США), или 15,4 процента от общей суммы средств, предусмотренных на реализацию Государственной программы, в том числе:

лесозаготовительной техники (многооперационные машины) – 310,1 млрд. рублей;

лесопильного и деревообрабатывающего оборудования – 59,9 млрд. рублей;

машин, механизмов и оборудования для производства древесного топлива – 6 млрд. рублей;

машин и механизмов для лесокультурных работ и питомников – 25 млрд. рублей.

Наряду с внедрением европейских передовых технологий планируется создание совместно с отечественными производителями необходимых машин и механизмов.

ГЛАВА 8
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Финансирование мероприятий Государственной программы согласно приложению 2 предусматривается осуществить за счет средств республиканского бюджета, собственных средств организаций и иных средств, не запрещенных законодательством.

Государственные заказчики ежегодно в сроки, установленные для формирования проекта республиканского бюджета, вносят в Министерство финансов бюджетную заявку на финансирование реализации Государственной программы с приложением необходимых расчетов и обоснованием потребности в средствах на очередной финансовый год.

Расходы на ведение лесного хозяйства рассчитываются исходя из объемов выполняемых работ, оптимальной численности государственной лесной охраны и лесохозяйственного аппарата и прогнозных параметров социально-экономического развития Республики Беларусь.

В 2011–2015 годах на реализацию мероприятий Государственной программы будут направлены средства в сумме 1 622 499,5 млн. рублей, из них средства республиканского бюджета – 583 858,7 млн. рублей, собственные средства организаций – 1 038 640,8 млн. рублей.

Привлечение инвестиций в 2011–2015 годах осуществляется согласно приложению 3.

ГЛАВА 9
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Реализация мероприятий Государственной программы позволит в комплексе решать задачи повышения эффективности ведения лесного хозяйства, увеличения его доходности путем повышения продуктивности лесов, улучшения их возрастной и породной структуры.

Экономический эффект от реализации Государственной программы будет достигнут за счет:

накопления запасов древесных ресурсов в результате проведения комплекса лесовосстановительных и лесохозяйственных мероприятий;

оптимизации расходов за счет проведения несплошных видов рубок главного пользования и, как следствие, замены посева и посадки лесных культур на данных площадях естественным возобновлением;

предотвращения ущерба лесному хозяйству в результате проведения комплекса противопожарных и лесозащитных мероприятий;

повышения доходов за счет совершенствования действующего механизма ценообразования на древесину, реализуемую на корню и в заготовленном виде;

усиления социально-экономической, средообразующей и экологической функций лесов;

уменьшения удельного веса бюджетных ассигнований в общей сумме расходов на ведение лесного хозяйства.

В результате реализации Государственной программы в лесном хозяйстве ожидается:

увеличение объемов использования расчетной лесосеки по рубкам главного пользования к 2015 году до 95 процентов;

увеличение объемов заготовки древесины организациями Минлесхоза на всех видах рубок с 7,7 млн. куб. метров в 2009 году до 9 млн. куб. метров в 2015 году;

внедрение на базе постоянных лесных питомников современных технологий выращивания посадочного материала в закрытом грунте в объеме не менее 25 млн. штук;

ежегодное увеличение объемов производства и реализации декоративного посадочного материала на базе постоянных лесных питомников в целях максимального сокращения его импорта с доведением объемов реализации посадочного материала к 2015 году до 6,6 млрд. рублей;

привлечение сторонних организаций-лесозаготовителей, в том числе создание совместных предприятий, для оказания услуг по заготовке древесины в объеме не менее 2 млн. куб. метров к 2015 году;

снижение доли бюджетных ассигнований в общей сумме расходов на ведение лесного хозяйства с 41,2 процента в 2010 году до 30,1 процента в 2015 году за счет увеличения доходов от ведения лесного хозяйства с учетом ежегодного роста такс и цен на древесину в заготовленном виде в размере 15–20 процентов.

В производственной сфере в связи с повышением эффективности использования лесосырьевых ресурсов и увеличением объемов выпуска продукции ожидаемый экономический эффект предполагается за счет:

увеличения доли произведенной продукции с высокой добавленной стоимостью;

увеличения налоговых поступлений в бюджет;

замещения импортируемых энергоносителей местными видами древесного топлива с обеспечением к 2015 году производства древесной топливной щепы в объеме не менее 1,5 млн. куб. метров в год, топливных брикетов – 25 тыс. тонн в год, колотых дров – 36 тыс. куб. метров в год.

В промышленной деятельности лесхозов ожидается увеличение выручки от реализации продукции, работ, услуг с 544,7 млрд. рублей в 2010 году до 1185 млрд. рублей в 2015 году.

 

Источник - Национальный правовой интернет - портал Республики Беларусь