Пожалуйста, подождите...
15.11.2013 Статті > Роздiл: ІНШІ Ежесменные медосмотры водителей: кто и как должен проводить

(комментарий к письму МОЗ Украины от 30.08.2013 г. № 3.15/368)

Суть вопроса. С 12 марта 2013 года действует Положение о медицинском осмотре кандидатов в водители и водителей транспортных средств, утвержденное приказом МОЗ Украины, МВД Украины от 31.01.2013 г. № 65/80 (далее — Положение о медосмотре водителей). Оно четко определило, кто именно может проводить медосмотры водителей и как задокументировать их результаты. Однако у работодателей возникают вопросы: как организовать проведение медосмотров водителей, надо ли и где проставлять штамп медработнику, если путевого листа нет, и кто может проверить соблюдение требований Положения о медосмотре водителей?



Позиция МОЗ. В комментируемом письме прозвучали несколько важных нюансов, которые должны учитывать предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности и физлица-предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров и грузов.



Во-первых, ежесменные медосмотры водителей вправе проводить только врачи лечебного профиля или младшие медицинские работники, имеющие медицинское образование по специальностям «сестринское дело» и «лечебное дело».


Во-вторых, для безопасной работы и эффективного контроля за работой водителей транспортных средств автомобильные перевозчики обязаны, в частности, осуществлять организацию и контроль за своевременным прохождением водителями медицинского осмотра, обеспечивать их санитарно-бытовыми помещениями и оборудованием (абз. 5 ч. 1 ст. 18 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III (далее — Закон об автомобильном транспорте). Для лиц, ответственных за проведение медосмотров водителей, перевозчик обязан организовать обучение и (или) повышение квалификации согласно п. 2.3.11 Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению услуг по перевозке пассажиров, опасных грузов, багажа автомобильным транспортом, утвержденных приказом Минтранссвязи от 02.07.2010 г. № 427 (далее — Лицензионные условия). Указанные нормы распространяются только на перевозчиков, предоставляющих услуги по перевозке пассажиров, багажей и опасных грузов по видам работ, перечисленным в п. 1.6 Лицензионных условий.



В-третьих, государственный контроль на автомобильном транспорте осуществляют территориальные органы Гострансинспекции. В ходе комплексного контроля они проверяют у субъектов хозяйствования, осуществляющих автомобильные перевозки, и соблюдение требований по проведению пред- и послерейсового медосмотра водителей (п. 8 Порядка осуществления государственного контроля на автомобильном транспорте, утвержденного постановлением КМУ от 08.11.2006 г. № 1567).



Поэтому автомобильным перевозчикам, осуществляющим хоздеятельность по перевозке пассажиров и грузов, следует учитывать, что медицинские работники, проводящие медосмотр водителей, должны пройти обучение и повышать свою квалификацию. Как отмечает Минздрав, такие медицинские работники должны получить специальные знания и практические навыки в работе. В предшественнике1 были нормы, которые устанавливали порядок обучения и повышения квалификации медработников, осуществляющих медосмотры водителей. Уже сейчас готовятся проекты приказов, которыми Минздрав планирует внести изменения в Положение о медосмотре водителей по обучению и повышению квалификации водителей и медицинских требований допуска водителей к управлению транспортными средствами.



(1 Положение о медицинском осмотре кандидатов в водители и водителей транспортных средств, утвержденное приказом МОЗ Украины, МВД Украины от 05.06.2000 г. № 124/345 (утратил силу).)



Комментарий редакции. Работодатели обязаны организовать проведение предрейсового и послерейсового медосмотров водителей транспортных средств согласно п. 1.4 Положения о медосмотре водителей. И ранее были более подробно выписаны требования к организации медосмотров. В частности, медработника, который проводит медосмотр, обязывали пройти обучение в ГП «Украинский медицинский центр безопасности дорожного движения и информационных технологий» Минздрава, а также проставлять выданный ему штамп в путевом листе. Сейчас же в упомянутом Положении нет требования получить и проставлять данный штамп и проходить обучение методам проведения медосмотров (ранее медики должны были его проходить раз в три года).


Однако, как и ранее, врачи и младший медицинский персонал должны проходить аттестацию раз в пять лет, а перед аттестацией — повышать свою квалификацию по своим специальностям в учреждениях (факультетах) последипломного образования и училищах повышения квалификации.


Теперь результаты проведенного предрейсового и послерейсового медосмотра заносятся в Журнал предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителей по форме, приведенной в приложении 3 к Положению о медосмотре водителей (п. 4.6 настоящего Положения). В нем мед­работник собственноручно должен заполнить все графы Журнала, а водитель — поставит свою подпись в графе «Подпись водителя об отсутствии жалоб». При наличии путевого листа медработник делает запись в нем о результате контроля состояния здоровья водителя.



Итак, вопрос о проведении ежесменных медосмотров водителей остается актуален не только для перевозчиков, но и всех предприятий и предпринимателей. На это указывает ст. 45 Закона Украины «О дорожном движении» от 30.06.1993 г. № 3353-XII (далее — Закон о дорожном движении) и п. 1.4 Положения о медосмотре водителей). Однако для перевозчиков выдвинуты дополнительные требования Лицензионными условиями и проконтролировать соблюдение ими требований по проведению ежесменного медосмотра водителей могут как Минздрав, так и Держтрансинспекция.



На заметку!

Для тех субъектов хозяйствования, которые не намерены осуществлять хозяйственную деятельность по предоставлению услуг по перевозке, в соответствии с видами работ, определенных Законом об автомобильном транспорте на договорных условиях с заказчиком за плату, не нужно получать лицензию на осуществление такой деятельности (письмо Госпредпринимательства Украины от 15.03.2010 г. № 3139).



Следующий не менее важный вопрос касается того, как организовать проведение ежесменных медосмотров водителей и когда можно создавать собственные медпункты с этой целью.



Согласно ст. 46 Закона о дорожном движении, для медицинского контроля обслуживания водителей предприятия (учреждения, организации), в которых численность водителей 100 и более, создаются ведомственные специализированные медицинские, фельдшерские и оздоровительные пункты, медико-санитарные части, поликлинические отделения и заведения здравоохранения. Помещения, в которых проводят ежесменные медосмотры должны быть оборудованы в соответствии с табелем оснащения постоянного специального помещения для проведения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителей транспортных средств, приведенного в приложении 2 к Положению о медосмотре водителей.



Если же водителей на предприятии менее 100, то предприятие должно заключать договоры на медицинское обслуживание водителей с территориальными медицинскими заведениями или с медиками-физлицами, которые зарегистрированы предпринимателями и имеют соответству­ющую специализацию и лицензию на медицинскую практику.

 


Таким образом, даже если на предприятии только два автомобиля, которые обслуживают его руководящих работников, ежесменный медосмотр водителей тоже следует проводить обязательно, как того требует Положение о медосмотре водителей. Однако для этого придется заключить договор на медобслуживание с медицинским заведением. Нормы об обязательности обучения методам проведения медосмотров теперь нет, но медики по-прежнему должны повышать свою квалификацию раз в пять лет перед аттестацией.



Светлана ЛИСТРОВАЯ,

шеф-редактор
газеты «Интерактивная бухгалтерия»

 

Источник - Интерактивная бухгалтерия