Пожалуйста, подождите...
05.12.2013 Коментарі та роз’яснення > Роздiл: ІНШІ МЕДОСМОТР ВОДИТЕЛЕЙ И ТЕХОСМОТР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА: ГДЕ СТАВИТЬ ОТМЕТКИ?

В каких документах, учитывая отказ предприятия от путевых листов, должны проставляться отметки о проведении медосмотра и техосмотра? Существуют ли утвержденные формы таких документов и где они должны храниться: у водителя, на предприятии, у врача или механика?

 

Об отметке о медосмотре. Согласно ст.45 Закона № 3353(1) водители подлежат обязательному ежесменному предрейсовому и послерейсовому осмотру. Организовать такой осмотр должна администрация предприятия, в штате которого состоят водители (ст.47 Закона № 3353). В настоящее время порядок такого осмотра установлен Положением № 65/80(2).

 

 

В соответствии с п.4.6 Положения № 65/80 результаты проведенного предрейсового и послерейсового медицинского осмотра заносятся в журнал по форме согласно приложению 3 к данному Положению. При наличии путевого листа медицинский работник делает запись в нем о результате контроля состояния здоровья водителя автотранспортного средства.

 

То есть если на предприятии продолжают применять путевые листы, для документирования результатов мед¬осмотра это не имеет никакого значения. Базовым документом, подтверждающим прохождение ежесменного медосмотра, является журнал ежесменного медосмотра, а не путевой лист.

 

У кого должен храниться данный журнал? Прямо об этом в Положении № 65/80 не сказано. Но если посмотреть саму форму журнала, то в его шапке указан такой реквизит как «наименование заведения здравоохранения». С другой стороны, журнал не содержит реквизита «наименования предприятия» (водители которого проверяются), хотя согласно ст.47 Закона № 3353 именно администрация предприятия, в штате которого состоят водители, должна организовать ежесменный медосмотр.

 

Исходя из сказанного, можно сделать следующие выводы. Если ежесменный осмотр проводится по заказу предприятия заведением здравоохранения, то журнал хранится в таком заведении. Поскольку в таком случае предприятие не будет иметь данных о проведенном ежесменном осмотре, целесообразно, чтобы заведение здравоохра¬нения предоставляло предприятию справку или другой подобный документ с информацией о проведенном осмотре: фамилии осмотренных работников, заключение по каждому осмотру о допуске или недопуске к управлению автотранспортным средством и т.п. Такая информация может приводиться и в акте приемки-передачи услуг по проведению медосмотра.

 

Если ежесменный осмотр проводится врачом, состоящим в штате предприятия, или врачом, предоставляющим соответствующие услуги по гражданско-правовому договору с предприятием либо по трудовому договору (внештатный работник), такой журнал должен находиться на предприятии. Тогда конкретное место хранения журнала и ответственный за его хранение должны определяться предприятием (в приказе), например, это может быть врач.

 

Об отметке о техосмотре. Такая отметка в путевом листе не была предусмотрена. Но путевой лист как легкового, так и грузового автомобиля содержал реквизиты: «Выезд разрешен», «Автомобиль принял», «Автомобиль сдал». В этих реквизитах проставлялись подписи соответствующих лиц, которыми подтверждались передача и прием автомобиля (от механика или другого ответственного лица водителю и от водителя механику) в технически исправном состоянии. В других утвержденных формах документов такие реквизиты не установлены. Поэтому если предприятие больше не использует путевые листы, ставить такие отметки больше негде. Разве что предприятие по собственному желанию разработает какую-то собственную форму документа, в которой и будет отражать указанную информацию.

 

Однако Порядком № 974(3) (раздел VIII) предусмотрено документирование перевозчиком результатов проверки технического состояния колесного транспортного средства (далее — КТС). Журнал регистрации операций проверки технического состояния КТС контрольно-пропускным пунктом, форма которого приведена в приложении 3 к этому Порядку, ведут на предприятии, если на нем создан контрольно-пропускной пункт (п.8.2 Порядка № 974). Кроме того, предприятия осуществляют проверку укомплектованности и контроля за самовольным внесением изменений в конструкцию и комплектность КТС: ежеквартально — пассажирских КТС, каждых полгода — грузовых КТС. Результаты фиксируются в соответствующем журнале по форме согласно приложению 4 к Порядку № 974. Но если создание контрольно-пропускного пункта экономически нецелесообразно, перевозчик предпринимает другие адекватные меры по проверке технического состояния или заказывает соответствующие услуги. Из содержания п.5.3 Порядка № 974 следует, что журнал должен храниться на предприятии (у ответственного лица), если предприятие осуществляет техосмотр собственными силами, или же на стороннем предприятии, которое осуществляет техосмотр по договору с предприятием, эксплуатирующем КТС.

 

Автор - Александр ЗОЛОТУХИН, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению

 

 


(1)Закон Украины от 30.06.93 г. № 3353-XII «О дорожном движении» (прим. ред.).
 
(2)Положение о медицинском осмотре кандидатов в водители и водителей транспортных средств, утвержденное приказом Минздрава и МВД от 31.01.2013 г. № 65/80 (прим. ред.).
 
(3)Порядок проверки технического состояния транспортных средств автомобильными перевозчиками, утвержденный приказом Минтранспорта от 05.08.2008 г. № 974 (прим. ред.).
 
 
 
Источник - Бухгалтерия