Пожалуйста, подождите...
19.04.2013 Роздiл: Контроль та перевірки Вправе ли Госфининспекция проверять начисление зарплаты и соблюдение требований законодательства о труде

Не преувеличим, если скажем, что больше всего нарушений ревизоры находят именно при проверках оплаты труда. И в актах ревизии суммы таких нарушений часто выходят на первое место. Недаром бюджетные учреждения и предприятия, получающие средства из бюджета на оплату труда, опасаются визитов контролеров. Хотя недавно слуги Фемиды пришли к выводу, что правовых оснований для проверки ревизорами Госфиниспекции начисления зарплаты и других выплат нет. Интересно, а сами контролирующие органы об этом догадываются?

 

Сначала следует проанализировать функции и права органов государственного финансового контроля. Согласно ст. 113 БКУ, органы Госфининспекции (ГлавКРУ) уполномочены проверять целевое и эффективное использование средств государственного и местного бюджетов.

 

Среди их функций согласно ст. 8 Закона о госфинконтроле осуществление государственного финансового контроля и контроля за:

  • выполнением функций по управлению объектами государственной собственности;
  • целевым использованием средств государственного и местных бюджетов;
  • целевым использованием и своевременным возвратом кредитов (займов), полученных под государственные (местные) гарантии;
  • составлением бюджетной отчетности, паспортов бюджетных программ и отчетов об их выполнении (в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе), смет и других документов, применяемых в процессе исполнения бюджета;
  • состоянием внутреннего контроля и внутреннего ауди­та у распорядителей бюджетных средств;
  • устранением выявленных недостатков и нарушений.
  •  

В ходе проверок Госфининспекция контролирует, в частности:

 

  • использование и хранение государственных финансовых ресурсов, необоротных и других активов;
  • правильность определения потребности в бюджетных средствах;
  • состояние и достоверность бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
  • соблюдение законодательства на всех стадиях бюджетного процесса относительно государственного и местных бюджетов;
  • соблюдение законодательства о государственных закупках.
  •  

Права органов финансового контроля при проведении контрольных мероприятий определены ст. 10 Закона о госфинконтроле. Среди прочего ревизоры вправе проверять денежные и бухгалтерские документы, отчеты, сметы и другие документы, подтверждающие поступление и расходование средств и материальных ценностей, проводить проверки фактического наличия ценностей (средств, ценных бумаг, сырья, материалов, готовой продукции, оборудования и т.д.).

 

Как видно, среди полномочий контролеров проверки правильности начисления зарплаты и соблюдения законодательства о труде нет. И этому есть вполне логичное объяснение: проверка соблюдения трудового законодательства — компетенция государственных инспекторов Гоструда. Механизм проведения проверок должностными лицами Гоструда приведен в Порядке № 390. Там же озвучен широкий спектр вопросов, которые они проверяют, в частности:

  • выплачивается ли зарплата за выполненную работу;
  • осуществляется оплата труда работникам бюджетных учреждений на основании нормативно-правовых актов и условий коллективного договора или нет;
  • соблюден ли установленный уровень минимальной зарплаты;
  • оплату работы по совместительству и размеры доплаты по совмещению и т.п.;
  • оплату за работу в ночное время, сверхурочные часы, работу в праздничные и нерабочие дни, оплату простоев;
  • расчет сумм индексации зарплаты;
  • расчет средней зарплаты во всех случаях ее сохранения;
  • оплату времени командировки и периодов повышения квалификации;
  • порядок исчисления пособия и размера выплат за дни временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам.

Как видим, все вопросы, связанные с оплатой труда, попадают под контроль инспекторов Гоструда.

 

Суды также делают вывод, что у органов Госфининспекции нет полномочий проверять соблюдение законодательства в сфере трудовых отношений. Поэтому должностные лица Госфин­инспекции не вправе по результатам ревизий делать выводы о нарушении или соблюдении руководителем подконтрольного учреждения требований законодательства о труде (из решения Высшего административного суда от 12.06.2012 г. № К/9991/63198/11). Да и сама Госфининспекция согласилась с данным утверждением, о чем сообщила в письме от 05.11.2012 г. № 08-18/1827.

 

Однако на практике ревизоры Госфининспекции продолжают проверять правильность начисления заработной платы и требуют устранить выявленные нарушения. Рассмотрим несколько практических ситуаций, актуальных на сегодняшний день.

 

Ситуация 1

При проведении ревизии финансово-хозяйственной деятельности предприятия, получа ющего финансовую поддержку на оплату труда, ревизоры обнаружили, что некоторым категориям работников не пересматривали должностные оклады в течение года, вследствии чего они ниже минзарплаты.

По заключению ревизоров работникам причинен материальный ущерб. Поэтому они требуют от руководителя привести штатные расписания в соответствие с действующим законодательством и перечислить недополученные работниками причитающиеся им суммы на их личные счета или выдать из кассы.

Учитывая вышеперечисленные нормы, такое требование ревизоров безосновательно. Однако руководителю предприятия лучше исправить данную ситуацию. Ведь в случае когда с проверкой придет инспектор Гоструда, придется туго.

Так, согласно ч. 1 ст. 41 КоАП за нарушение требований законодательства (в частности, ст. 95 КЗоТ и ст. 3 Закона об оплате труда — относительно размера минзарплаты) грозит админштраф от 510 до 1700 грн. А за невыполнение требований инспектора об устранении выявленного нарушения могут наложить еще один админштраф по ст. 1886 КоАП.

 

Ситуация 2

В ходе ревизии выяснилось, что врачу начали начислять надбавку за выслугу лет на год позже, поскольку неверно определили стаж работы.

Ревизоры требуют начислить надбавку врачу за весь неучтенный период и произвести выплату за счет виновного лица. Аргументируя это тем, что средства, за счет которых должны были выплачивать надбавку за выслугу лет, использованы не по целевому назначению.

 

Так, выявленное нарушение лучше устранить. Ведь работник, которому недоплатили, чтобы отстоять свои права, может обратиться в суд. Однако такое нарушение никак не связано с нецелевым использованием бюджетных средств. Бюджетные ассигнования, выделенные по смете на оплату труда, использованы по назначению, а вопрос об устранении нарушения должен решать сам руководитель учреждения. Он (при наличии всех необходимых обстоятельств) также может издать распоряжение о возмещении убытков виновным лицом. Бухгалтер же начисляет зарплату на основании тарификационного списка, составленного тарификационной комиссией, которую возглавляет руководитель заведения здравоохранения. Поэтому виновника найти будет непросто. Тем более о возмещении убытков в этом случае вообще говорить не совсем корректно, поскольку имеет место недоплата. Дополнительно может возникнуть вопрос о компенсации в связи с задержкой выплаты зарплаты.

 

Ситуация 3

По решению поселкового совета в июне 2012 года были дополнительно выделены средства на оплату труда аппарата сельсовета (на основании обоснованных расчетов потребности). В связи с увольнением одного работника и отпуском по беременности и родам другого, в декабре сложилась экономия фонда оплаты труда, которая была направлена на выплату надбавок и премии.

Ревизоры считают выплату премии и надбавок незаконными выплатами, которые привели к убыткам.

В описанной ситуации не будет нарушения, если соблюдены два условия:

  • выплата премий и надбавок предусмотрена нормативно-правовыми актами и условиями коллективного договора;
  • не превышены цифры помесячной росписи ассигнований общего фонда и плановых показателей на оплату труда из сметы.

Однако в данном случае ревизоры могут проверить обоснованность годовой потребности в средствах на оплату труда. Поэтому все цифры из сметы должны быть обоснованы соответствующими расчетами. Такой же вывод напрашивается из письма Госфининспекции от 05.11.2012 г. № 08-18/1827.

 

Как видим, на местах ревизоры иногда превышают свои полномочия, проверяя оплату труда и выдавая безосновательные предписания. Учитывая судебную позицию, не стоит дрожать от страха и соглашаться с суммами нарушений по оплате труда, зафиксированными в акте ревизии.

 

Светлана ЛИСТРОВАЯ,

шеф-редактор
газеты «Интерактивная бухгалтерия»

 

Список использованных нормативно-правовых актов:

БКУ — Бюджетный кодекс Украины.

КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины.

КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях.

Закон о госфинконтроле — Закон Украины «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине» от 26.01.1993 г. № 2939-XII.

Закон об оплате труда — Закон Украины «Об оплате труда» от 24.03.1995 г. № 108/95-В?.Р.

Порядок № 390 — Порядок проведения проверки должностными лицами Государственной инспекции Украины по вопросам труда и ее территориальных органов, утвержденный приказом Минсоцполитики от 02.07.2012 г. № 390.

 13 апреля 2013

 

Источник - Интерактивная бухгалтерия