Пожалуйста, подождите...
22.04.2013 Роздiл: Лісові землі Все в лес !

МАРТ 2006 года.

На прошлой неделе Президент подписал новую редакцию Лесного кодекса Украины. Вокруг этого документа велось много споров, особенно всех волновал вопрос приватизации лесов. Но, вероятно, учитывая, что парламентарии поддержали этот кодекс аж 305-ю голосами, гарант решил не использовать право вето. Другие эксперты связывают это с либеральной политикой нынешней власти, готовой завлечь толстосума-инвестора даже в украинский лес. Так что, как бы там ни было, закон «родился» и на днях вступает в силу. Поэтому «ВД» решила разобраться в том, как теперь делать бизнес в лесной местности.

Я из лесу вышел

В новом Лесном кодексе (далее ЛК) частным лицам предлагаются три основные схемы возможного использования украинских лесов: через право частной собственности, право временного пользования и специальное использование лесных ресурсов. У каждой схемы имеются свои преимущества, недостатки и обходные пути требований закона.

Возьмем, к примеру, собственность на лес. Согласно ст. 7 нового ЛК, леса могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности. Это, конечно, замечательно, но возникает вопрос: что включает в себя понятие «лес»? Если вчитываться в текст кодекса, то становится ясно, что там используются (иногда невпопад) разные термины: лес, лесной фонд, лесной участок, земельный лесной участок. А что такое лес как объект собственности и что он будет в себя включать, разобраться непросто. Если верить кодексу, то под лесом нужно понимать целый природный комплекс из грунта, деревьев и животного мира. Так что все это в комплексе может быть объектом частной собственности. Правда, сам факт владения лесом удостоверяется государственным актом о праве частной собственности на землю, выданным на соответствующий лесной земельный участок. В результате получается, что если ты владеешь землей, то владеешь и лесом.

Но, разумеется, с лесной частной собственностью не все так просто. Чтобы леса не скупили нечистые на руку латифундисты, ЛК (в частности, ст. 12) ограничивает покупку лесных угодий. Согласно кодексу, можно купить только замкнутые земельные лесные участки, причем только те, что входят в угодья крестьянских, фермерских и иных хозяйств и только в ограниченных размерах (общей площадью 5 га). Кроме того, покупатель должен быть гражданином или юридическим лицом Украины.

Вообще, положения о возможности приватизации лесов имелись еще в ст. 56 Земельного кодекса 2001 г. выпуска. Собственно, ст. 12 ЛК была полностью скопирована оттуда и потому никакой новой возможности лесной приватизации (столь анонсируемой многими информационными агентствами) на самом деле не несет. Впрочем, раньше действительно существовала коллизия между старым Лесным кодексом 1994 г. и более новым Земельным 2001 г. Теперь же коллизия снята, остается только придумать, как обойти неудобные требования закона.

Обходные тропинки

Прежде чем искать полулегальные варианты избавления от ненужных ограничений, нужно хорошенько вчитаться в букву закона. Исходя из правовой конструкции 12-й статьи кодекса, можно предположить, что речь идет не об ограничении иметь только 5 га лесов, а об ограничении иметь лесной участок свыше 5 га. То есть получается, что одно лицо может владеть хоть двадцатью замкнутыми лесными участками в пределах 5 га. Однако пока судебная практика по этому вопросу отсутствует, рекомендуется использовать другие схемы. Проще всего будет «переписывать» леса на аффилированных лиц.

Другой обход моратория — перевод целевого назначения участка в другую категорию земель, например, для строительства. Вопрос изменения целевого назначения регулируется одноименным Порядком, утвержденным Постановлением № 502 Кабмина от 11 апреля 2002 г. Согласно Порядку, для изменения целевого назначения земельного участка его собственнику нужно составить ходатайство, в котором обосновать необходимость таких изменений. К примеру, если участок находится в пределах населенного пункта, то обращаться необходимо в местный совет, в другом случае — в районную администрацию. Изменение назначения участка под нужды промышленного объекта придется решать в обладминистрации.

Сам процесс хождения по кабинетам выглядит следующим образом. Собственник подает ходатайство с необходимыми документами. Местный совет или райадминистрация может дать предварительное согласие и разрешит подготовить проект отвода. Далее придется заказать у землеустроительной организации проект отвода земельного участка, а затем его еще нужно пересогласовать в шести инстанциях: земельных ресурсах, отделе архитектуры, госкомлесхозе, природоохране, охране культурного наследия и санэпидемслужбе. И, наконец, пройдя государственную землеустроительную экспертизу, проектные материалы можно будет подать уже в соответствующий местный совет или райадминистрацию, которые должны принять окончательное решение об изменении целевого назначения участка. При этом согласно ст. 59 ЛК в решении может быть отдельно указано согласие на вырубку деревьев и кустарников.

Если же местная власть решит отказать в ходатайстве, то она должна через 15 дней уведомить об этом собственника и обосновать причины отказа. Разумеется, решение можно будет оспорить в суде, однако юридические перспективы такого спора достаточно туманны. Поэтому схема изменения целевого назначения не самая удобная и зависит от того, как будет использоваться участок. Но если на нем будет не лесное хозяйство, а, например, зона отдыха, то менять целевое назначение все равно придется.

Гнать иностранцев!

Также стоит помнить, что ограничение в 5 га не касается размера лесного участка, принимаемого в наследство, и самовзрощенных лесов на собственных земельных участках. А вот что касается моратория на передачу лесных земель иностранцам, лицам без гражданства или иностранным юридическим лицам, то сей запрет с легкостью можно обойти. Для этого иностранец регистрирует юрлицо в Украине и то, в свою очередь, становится учредителем украинской компании, которая и будет владеть этими землями.

Но остается еще два вопроса. Первый: можно ли приобретать в собственность лесной участок, не входящий в угодья крестьянских, фермерских и иных хозяйств? Ведь до сих пор еще не понятно, что такое «иные хозяйства» и необходимо ли наличие капитальных сооружений, или достаточно будет просто соорудить шалашик. И второй вопрос: как определить замкнутость лесного участка и какой вообще орган способен на это, поскольку этот критерий кажется весьма субъективным. В любом случае инвестору стоит быть осторожным с такими мелочами, дабы потом сделка не была оспорена в суде как недействительная.

Отдельная тема — регистрация права собственности на лес. Согласно ст. 13 ЛК лицо будет считаться частным собственником на лес с момента выдачи и государственной регистрации госакта на соответствующий земельный участок. Между тем регистрация таких актов проводится в Государственном земельном кадастре, однако информация о лесах, согласно нового ЛК, должна накапливаться в Государственном лесном кадастре. Вот и получается, что регистрационный механизм остается достаточно сырым и полноценных гарантий инвестору все равно не предлагается.

Бизнес на дереве

Если с собственностью возникает масса законодательных ограничений, то с правом пользования все попроще. Бизнес может заинтересовать два вида пользования: временное и специальное пользование лесными ресурсами. Временное пользование по сути представляет собой договор аренды лесного участка, регулируемого Законом «Об аренде земли». Согласно ст. 18 ЛК временное пользование может быть краткосрочным (до года) и долгосрочным (от 1 до 50 лет). Разница состоит в том, что краткосрочные пользователи лишь пользуются лесными ресурсами, и участок им не выделяется. Такое пользование может общим и специальным. Первый вариант бесплатный и предполагает сбор небольшого количества растений, ягод, грибов и т.д. А вот под специальное пользование требуется разрешение от Госкомлесхоза (лесорубный билет, ордер, лесной билет) или частного собственника лесного участка, а также уплаты соответствующего сбора в пределах лимитов лесопользования. К спецпользованию относятся: заготовка древесины, иных лесоматериалов, а также использование полезных лесных свойств для различных нужд. При этом на таких участках можно размещать лишь временные некапитальные постройки, необходимые для хранения лесоматериалов. К тому же пользователь, согласно ст. 76 ЛК, должен обеспечить «благоприятные» условия для жизни лесной фауны.

А вот долгосрочным пользователям участок выделяется в натуре и на нем уже можно размещать постройки и вести полноценную хозяйственную деятельность. Правда, стоит отметить, что участок под долгосрочное пользование предоставляется лишь для нужд охотного хозяйства, культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных, туристических и образовательных целей, и проведения научных работ. Для любых других целей, например, жилой или промышленной застройки необходимо менять целевое назначение участка по расписанной выше процедуре.

В целом новый кодекс не ограничивает каким-либо образом формы ведения лесного бизнеса. Это может быть как индивидуальное крестьянское, так и фермерское хозяйство (оно является юридическим лицом), частное предпринимательство или то же ООО. Никакой лицензии на лесной бизнес при этом не требуется, за исключением разве что специального разрешения на пользование лесными ресурсами. Главное — правильно оформить земельные отношения. Между тем на частных лесных собственников и пользователей кодекс возлагает массу природоохранных обязательств, за нарушение которых грозят серьезные санкции. Поэтому прежде чем разместить свой бизнес в лесу, дважды подумайте — чтоб не наломать потом дров.

МНЕНИЕ. АНАТОЛИЙ КОСОВАН. Юрист юридической фирмы ASTAPOV LAWYERS

— Одно из нововведений в Кодексе — появление права коммунальной и частной собственности на леса. Единственное ограничение — невозможность владеть лесами более одного года иностранным гражданам и лицам без гражданства. Интересно еще и то, что лес не является отдельным объектом права собственности и отчуждается путем передачи права собственности на земли соответственного лесного фонда. В общем, новая редакция Кодекса значительно увеличила возможности использования лесного ресурса, но, как подсказывает практика, на этой почве увеличится и число злоупотреблений правами, предоставленными Верховной Радой.

МНЕНИЕ. ЕЛЕНА ЛАФАЗАН. Старший юрист юридической конторы «Законы бизнеса»

— Лесной кодекс не решает всех имеющихся проблем. Очень много претензий к юридической стороне этого закона. Например, неясно, как определить замкнутость лесного участка. И можно ли его выделить, если на нем нет «крестьянского, фермерского или иного хозяйства». Картину дополняет полная неразбериха с понятиями временного и специального пользования лесными ресурсами и лесных сервитутов. Эти понятия настолько пересекаются, что достаточно сложно выбрать наиболее приемлемый вариант. К примеру, очень схожи между собой спецпользование и лесной сервитут, поскольку осуществляются без выдела участка. Хотя лесной сервитут теперь должны регистрировать в Госкомлесхозе, но порядок, разумеется, еще не разработан.

Автор - Едуард Голодницкий

Источник - Власть денег