Пожалуйста, подождите...
14.08.2013 Статті > Роздiл: ІНШІ Как провести квалификационную аттестацию водителя

Предприятие приняло на работу водителя. В его трудовой книжке есть запись о присвоении ему 1 класса еще в 90-х годах. Однако перед трудоустройством он более года не работал. Имеет ли право руководитель предприятия сохранить ему присвоенный ранее 1 класс и как это оформить?

 

ОТВЕТ: Вопрос присвоения (подтверждения) классности работнику должен быть урегулирован в колдоговоре или приложениях к нему. Объясним почему.

 

Присвоение классности водителю позволяет установить ему соответствующую доплату или надбавку. Так, в Генеральном согaлашении1 определены перечень и размеры доплат и надбавок за классность водителям легковых, грузовых автомобилей и автобусов: водителям ІІ класса — 10%, І класса — 25% установленной тарифной ставки за отработанное водителем время.

 

Однако каким образом водителю присвоить (подтвердить) классность? На сегодняшний день на нормативном уровне такой вопрос практически не урегулирован. В п. 10 Общих положений Справочника квалификационных характеристик профессий работников, утвержденного приказом Минтруда от 29.12.2004 г. № 336, сказано, что присвоение и повышение квалификационных категорий работникам осуществляют комиссии по проведению квалификационной аттестации. Специалисты Минсоцполитики в письме от 07.09.2012 г. № 197/10/137-12 уточнили два важных нюанса:

 

  • классность водителям присваивается квалификационной комиссией на предприятии по результатам проведения квалификационной аттестации;
  •  
  • действующими нормативно-правовыми актами Украины не предусмотрены нормы сохранения клас­сности водителям, присвоенной работодателем на предыдущем месте работы. Принятие решения касательно данного вопроса является компетенцией руководителя предприятия.
  •  

Категории работников, подлежащих аттестации, и периодичность проведения аттестации определяются коллективным договором, а на предприятиях, на которых колдоговоры не заключаются, — по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (ч. 2 ст. 11 Закона Украины «О профессиональном развитии работника» от 12.01.2012 г. № 4312-VI, далее — Закон о профразвитии). Аттестацию проводят по решению работодателя, который утверждает положения о проведении аттестации, состав комиссии, график ее проведения по согласованию с профсоюзом.

 

Учитывая вышесказанное, считаем, что имеет право на жизнь два варианта сохранения классности водителю.

 

Вариант 1

При приеме на работу можно было бы провести квалификационную аттестацию водителя. При этом в колдоговоре или положении об аттестации можно предусмотреть норму подтверждения классности водителя. По результатам аттестации квалификационной комиссией оформляется Решение о присвоении квалификации водителю автотранспортного средства. Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 12 Закона о профразвитии, аттестации подлежат работники, отработавшие не менее года. Учитывая то, что вновь принятый работник не имеет необходимого стажа работы, это проблематично, ведь положения об аттестации должны соответствовать нормам Закона о профразвитии.

 

Вариант 2

Предприятие вправе предусмотреть в колдоговоре возможность сохранения классности водителям либо же разработать отдельное положение о присвоении классности водителям, в котором прописать, что классность водителю сохраняется, если запись о ее присвоении внесена в трудовую книжку и перерыв в работе не превышает 1–2 года.

 

Обратите внимание!

В трудовых книжках работников запись о названии профессии осуществляются с указанием квалификационной категории, разряда, класса (например, «Водитель автотранспортных средств I класса»), поскольку I и II классы водителей являются уровнем квалификации работника.

(письмо Минсоцполитики от 07.09.2012 г. № 197/10/137-12)

 

Существует еще одна проблема. Единственный нормативный документ, который устанавливал кри­­терии присвоения классности водителям, — это Справочник квалификационных характеристик профессий работников, Выпуск 69 «Автомобильный транспорт», утвержденный приказом Минтранса Украины от 14.02.2006 г. № 136 (далее — Справочник № 136). Однако в июле прошлого года в Справочник № 136 были внесены изменения — вышеупомянутые критерии из него убрали. При этом нигде более они не появились. Получается, что в действующем законодательстве их просто нет.

 

Таким образом, критерии классности также стоит предусмотреть в колдоговоре либо положении о проведении аттестации (или же положении о присвоении классности водителям). При этом следует прописать критерии согласно новым категориям транспортных средств, приведенным в п. 3 Положения о порядке выдачи удостоверений водителя и допуска граждан к управлению транспортными средствами, утвержденного постановлением КМУ от 08.05.1993 г. № 340. Введение новых категорий не влияет на ранее присвоенные классности субъектами хозяйствования (письмо Минсоцполитики от 07.09.2012 г. № 197/10/137-12).

Подытожим

Классность водителю может быть сохранена в случае подтверждения ее по результатам квалификационной аттестации либо же в случае наличия соответствующих условий о ее сохранении в положении о присвоении классности водителей (если в наличии соответствующий документ).

 

Ранее в письме МОН, МВД, Минтруда, Минтранса Украины от 19.02.2010 г. № 1/12-625, № 141/0/15-10/021, № 3184/14, № 869/05/14 специалисты вышеупомянутых органов отмечали, что для лиц, профессиональная деятельность которых связана с управлением транспортным средством, необходимым условием зачисления на соответствующее рабочее место, кроме водительского удостоверения, должен быть диплом квалифицированного рабочего или свидетельство о присвоении (повышении) рабочей квалификации (для водителей транспортных средств).

 

Для этого проводится квалификационная аттестация на базе учебного заведения. Исходя из того, что письмо датировано еще 2010 годом, считаем, следует все же прислушаться к более свежему письму Минтруда от 07.09.2012 р. № 197/10/137-12, которое разрешает присваивать классность водителям по результатам проведения квалификационной аттестации внутри предприятия.

 

Евгений ПАНЧИШИН,

бухгалтер-эксперт
газеты «Интерактивная бухгалтерия»

1 Генеральное соглашение о регулировании основных принципов и норм реализации социально-экономической политики и трудовых отношений в Украине на 2010–2012 гг. от 09.11.2010 г.

 

Источник - Интерактивная бухгалтерия